Форма входа

Категории раздела

История айкидо [2]
Мастера Айкидо [5]
Общая информация [30]
Новичкам [8]
Терминология [17]
Интервью с мастером [9]
Новости [18]

Задай вопрос онлайн

200

Друзья сайта

  • Шымкентская Федерация Айкидо
  • Казахстанская Федерация Кендо
  • Айкидо Айкикай ДЗИКИСИНКАЙ г.Новосибирск
  • Казахстанско-французский центр
  • Статистика


    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Поиск

    Среда, 03.12.2025, 12:33
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Айкидо

    В разделе материалов: 89
    Показано материалов: 31-40
    Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 8 9 »

    Когда Айкидо перестает быть Айкидо?
    David Lynch

    Cпоры о "боевой эффективности" Айкидо являются популярной темой информационных групп Интернета. К сожалению, многие дискуссии, делая сравнения с различными системами рукопашного боя, показывают крайнее невежество относительно принципов, на которых это искусство было основано. Айкидо - это не система борьбы, а путь ненасилия, предназначенный не для защиты или развития эго, а потенциально, для его уничтожения. Ценность Айкидо - в развитии качеств, диаметрально противоположных тем, которые можно было бы применить "на улице".
    Если говорить о себе, то эффективность моего Айкидо (или отсутствие такового) будет проявлена в тот день, когда я попаду в смертельно опасную ситуацию. Мне никогда не приходилось использовать физические методы за пределами додзё в течение 40 лет тренировок, поэтому я особенно не беспокоюсь на этот счёт. Конечно, нужно стремиться к улучшению исполнения техники более гладко и стремительно. Это всегда является целью для совершенствования. Однако, имеет ли смысл неиствовать по поводу неадекватности Айкидо против кикбоксинга, вольной борьбы и уличной драки? Имеется и так достаточно материала для работы в Айкидо как таковом, без того, чтобы обращаться к перекрестным тренировкам или волноваться по поводу стилей, которые отклонились от курса и оставили нам "разбавленную" и неэффективную версию единоборства. Существует предел тому, насколько Вы можете учиться от других и, как бы там ни было, Вы не можете обвинять систему в ваших собственных недостатках. За эффективность приходится платить и чем больше я вижу тех, кто утверждают, что достигли её в Айкидо или в других областях жизни, тем больше я проникаюсь сочувствием к обычными людям, у которых нет амбиций быть эффективными или супер-эффективными. В лучшем случае такое отношение нерелевантно, а в худшем случае - является разрушительным и угнетающим.
    Чтобы быть по праву оцененным, Айкидо нуждается в "пространстве", то есть, духовности, психологической глубине, эстетике, сострадании и удовольствии. Не говоря о любви! (Кажется, имеется негласное соглашение о не упоминании про любовь в спорах о боевой эффективности. Этот факт интересен, в виду важности, которую O-Сэнсэй придавал этому, утверждая, что любовь является сущностью Айкидо). Объективно доказать "духовную эффективность" Айкидо нисколько не легче, чем какой-либо технический аспект. Так или иначе - нет никаких гарантий. Однако я не убежден, что чья-то неспособность исполнять технику от, скажем, сильного захвата моротэ-дори в стиле "ивама" свидетельствует о недостатке духовного развития. Связь между духом, мышлением и телом более сложна чем это. Кривая обучения широка, и было бы логично ожидать, что придется потратить всю свою жизнь, работая над собой, и при этом не оказаться способным похвастаться законченным просвещением в Айкидо или вне Айкидо. И это не причина, чтобы отказаться от усилий: занятия Айкидо с духовной целью, а не только лишь с целью достижения технической эффективности, являются хорошим началом. В то же время выгоды для здоровья, умственного и физического развития вполне оправдывают серьезные, регулярные занятия, без фиксации на боевой эффективности или боязни тех, кто концентрируется только на этом.
    Поскольку Айкидо - это индивидуальный поиск, додзё, которое Вы выбираете, важно лишь только в той степени, в которой это удовлетворяет Вас, и попытка оспаривания одного додзё перед другим является бессмысленной . Что касается меня, то тренировки по таким разным методам обучения, как Кисёмару Уэсиба, Коити Тохэй, Годзо Сиода, Кендзи Симизу и других, в течение моего длительного пребывания в Японии фактически вынудили меня искать какие-то относительно общие принципы. Я был открыт для получения новых знаний без того, чтобы ограничивать свои интересы или впадать в сектантство.
    Но знание - это не мудрость. Знание добывается посредством органов чувств, которые не могут и никогда не были предназначены для передачи правдивой информации о вселенной. Преследование всё более и более технического знания не приблизит, а скорее уведет нас прочь от предназначения Айкидо. Я имел обыкновение немного раздражаться, когда слышал как люди говорят, что тот или иной стиль, которым я занимался, не является "Айкидо" (видимо, это было обычным способом высмеивания, принятым в Японии). В то время как я допускал, что моя собственная интерпретация могла быть несовершенной, мне казалось невероятно высокомерным сбрасывать со счетов главные японские стили Айкидо такими легкомысленными замечаниями. В конце концов, главные стили были созданы мастерами, которые долгое время учились у Основателя, теми, кто посвятил свою жизнь Айкидо. Через некоторое время для меня стало очевидным, что выражение "это не Айкидо" - мелко и бессмысленно. С тех пор, как мне пришлось услышать его в адрес каждого из основных стилей, это высказывание перестало меня беспокоить. Однако, такое утверждение может легко отбить охоту новым ученикам, пытающимся понять специфическую версию боевого искусства, так что я предлагаю им обратиться за советом к словам О-Сенсея: "Неудача - это ключ к успеху; каждая ошибка нас чему-то учит. Будьте благодарны даже за тяжелые испытания, неприятности и плохих людей. Преодаление таких трудностей является необходимой частью обучения" (из книги Джона Стивена "Искусство миролюбия"). Что касается собственного определения Айкидо О-Сэнсэем, вероятно это правда, что мы занимаемся "не Айкидо", независимо от того, какой системе обучения мы следуем. В этом отношении мы все в одной корзине; нам всем нужно долго учиться, как следует из слов О-Сэнсэя (снова привожу слова из книги Джона Стивена): "Есть много путей к вершине горы, но вершина только одна - это любовь... Как только Вы начинаете разделять своих собратьев на хороших и плохих, Вы отводите место для злонамеренности в своем сердце. Испытание, конкуренция и критика других ослабляет Вас и наносит Вам вред. Вы здесь находитесь с одной единственной целью для осознания своего собственного внутреннего богоподобия и проявления своей врожденной просвещённости". Более опытные айкидоисты продолжают критиковать своих коллег из других стилей и заявляют, что их путь - единственный к вершине горы, несмотря на то, что они сами явно еще не достигли вершины.
    Перевод А.Карпова.

    Общая информация | Просмотров: 556 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Зеркало духа: Додзе айкидо
    Саотомэ Мицуги

    Вне всякого сомнения, география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В Соединенных Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и земли взрастили культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство. Благоговение перед духом авантюризма и пионерства - это одно из самых сильных звеньев, которые связывают людей в современной Америке, стране, в которой нация превратилась в почти хаотичную смесь разных народов.
    В противоположность США, Япония в течение всей своей истории была вынуждена располагать большое население на очень маленькой географической площади. Кроме того, население было разбросано по островам. Люди были - и остаются - вынуждены жить очень тесно друг с другом, практически не имея никаких шансов избежать этого. И вполне естественно, что японская культура превратилась в культуру, для которой приоритетами стали порядок, подчинение и закон. Благополучие группы считается гораздо более важным, чем благополучие одного человека. Даже довольно консервативный американец недоверчиво и настороженно относится к властям и любой силе, посягающей на его свободу. Обычный японец рассматривает власть как необходимую для выживания всего общества структуру, а подчинение властям - скорее как форму сотрудничества, чем принуждение. Конечно, и в Соединенных Штатах существуют согласие и подчинение, а в Японии - индивидуализм, однако приоритеты в этих странах по-прежнему остаются абсолютно разными.
    Для понимания японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского института додзе и, в особенности, додзе айкидо.
    Слово додзе означает "место, где проходит путь". Изначально понятие додзе было связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзе стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки - фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей степени влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия "внешнего" Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто считает, что все в природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских целей не было в Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада, религия в Японии не пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие "Do" или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели, которой человек себя посвящает.
    Другой важный вклад, который внесло додзе, повлияв на современные боевые искусства - это этика воинского братства. Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и несут на себе все тяготы войны. Для того чтобы люди смогли выдержать невероятный стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и воинские братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее удачливыми всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему и порядок. Воинские формирования, в которых подчинение не является добровольным, редко бывают стабильными и результативными.
    Необходимо добавить, что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзе, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество становится неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные правила этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он начинает терять контроль над собой. Додзе в боевых искусствах, создавая специфические условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их вежливое и рыцарское поведение. Последствия нерыцарского поступка могут привести к смерти, а не просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по которой в воинских обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается такое огромное значение.
    Поскольку айкидо, являясь боевым искусством, имеет своей целью совершенствование человеческого духа и установление мира во всем мире, додзе айкидо вобрали в себя значимость религиозных и воинских додзе. Айкидо - это не религия, оно не имеет каких-либо догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием. Додзе айкидо - это храм духа, человеческого и божественного духа, который присутствует во всем во Вселенной. Додзе айкидо должно поддерживать строгость и дисциплину воинского общества, поскольку айкидо - это будо, путь воина. Айкидо - это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо - это практическая тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми. Это означает изменение вашего ментального состояния таким образом, что в случае стресса вы не подвергнетесь влиянию агрессии и разрушения, но вместо этого будете продолжать вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо означает укрепление вашей решимости и ваших убеждений.
    Необходимыми элементами додзе являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок, вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзе. Как же проявляются эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзе должны разделять ответственность по уходу и присмотру за додзе. Додзе айкидо должно быть кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о благополучии додзе и друг друга. Додзе - это не спортивный зал, для уборки которого нанимают специальных людей. Занимающиеся в додзе должны рассматривать его уборку как духовное упражнение; состояние додзе отражается на внутреннем состоянии самих учеников.
    Поддержание личной чистоты - это уважение к себе, к своим партнерам и искусству айкидо. Занимающийся айкидо должен содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке. Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие.
    Хотя сотрудничество является очень важным элементом, додзе - не демократия. Цепь подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии додзе, начиная от сэнсея и далее через старших учеников (сэмпай) и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего сэнсея. В большом додзе сэнсей не может уделить внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие ученики учатся правильно и в додзе идет необходимая работа - это обязанность старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни путей додзе, ни принципов айкидо. Для того чтобы научиться, они должны раскрыть свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим положением для унижения младших. Иерархия в додзе не означает, что вы не должны проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзе превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается в опасное занятие. 
    Соблюдая правила этикета, вы должны соблюдать приличия и проявлять хорошие манеры поведения. Вы должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны быть корректны и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. - все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок.
    Так что этикет и правила додзе - не пустые формальности. Они создают условия, необходимые для хорошей тренировки. Например, в современных додзе айкидо у каждого ученика для тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим оружием без разрешения - это грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это, просто подумайте о воинах, которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей зависят не только от их мастерства, но и от качества и состояния их оружия и возможности иметь его под рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему касаться или брать личное оружие без разрешения в прошлом было равнозначно смертельному приговору. Человек, позволивший себе подобные действия, рисковал даже не получить шанса исправиться.
    В додзе айкидо мы не хотим тренировать убийц и нарушителей этикета, которых наказывают смертью. Если вы забываете или полностью игнорируете смертельную опасность занятий боевыми искусствами и защиту от несчастных случаев, ради избежания которых и был создан этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше понимание будет крайне ограниченным. Постоянное напоминание о том, что в будо жизнь и смерть всегда поставлены на карту, усилят ваше понимание значения того и другого. И тогда ощущение ценности не только вашей собственной жизни, но и жизни других людей, станет гораздо сильнее.

    Общая информация | Просмотров: 543 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Почему в Айкидо нет соревнований?
    Коити Тохей (10-й дан айкидо)
    из книги "Принципы Ки в нашей жизни"

    "Айки - это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью. Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии со Вселенной. Его будо - это будо разрушения. Это не созидательное будо."   Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо.
    Наш мир представляет собой путь обязательной взаимозависимости и взаимного процветания. А, если в вашем сердце нет мира, то и ваш партнер превратится во врага. Если же вы миролюбивы, то и противник в ваших глазах станет приятелем, и все мы станем братьями на этой большой планете. Поэтому необходимо уделять должное внимание этому правилу и тщательно отрабатывать его на занятиях.
    Айкидо не позволяет проводить спортивные ристалища. В других видах спорта с помощью соревнований поощряют интерес к этому виду, оттачивают свое мастерство и привлекают новых желающих. В отличие от этой обычной практики, айкидо, которое провозгласило себя путем неба, - является способом совершенствовать человеческую природу, и поэтому ее цели отличаются от целей других видов спорта.
    Попробую пояснить, почему айкидо не позволяет разрабатывать систему соревнований как таковую? Во-первых, потому что айкидо проповедует занятия на основе принципа миролюбия. Все соревнования имеют своей целью выявить сильнейшего в борьбе. Само по себе желание победить приводит к нарушению принципа "непротивления'' Жажда победы - это основная движущая сила спорта. Но если вы ставите цель непременно победить, то в этом случае средства не выбирают. Если проникнуться идеей - победа любой ценой, то это портит характер человека.
    Истинное мастерство в айкидо базируется на принципе "мира", вот почему, если вы не проникнитесь этим духом до последней клеточки, вы не сможете овладеть подлинной техникой айкидо. Любителям состязаться советую поработать над самим собой. Например, тем, кто легко выходит из себя, следует сказать следующее: "Сегодня я попробую прожить без гнева, и если мне это удастся значит, я победил". Если же он нарушит этот пункт, то проиграет. Не доставлять окружающим людям неприятности и неудобств, а стремиться к собственному совершенству - это и есть истинная победа над самим собой в повседневной жизни. Если вы не можете преодолеть себя, то, как вы можете одолеть других? Только победив самого себя, вы перестанете думать о победе над другими, поняв, что можно жить счастливо со всеми в мире и согласии Относительная победа в других соревнованиях когда-нибудь обернется проигрышем, а победа на основе принципа "непротивления" - это абсолютная победа.
    Вторая причина заключается в том, что айкидо особенно предупреждает надменность и высокомерие, хотя подобным же образом оно воздействует и на другие отрицательные черты характера. Если человек горд, то его душа закрыта для восприятия истинных принципов айкидо. Когда мы говорим себе о своем превосходстве в этом плане, у нас исчезает желание совершенствоваться. Имея своим партнером совершенную природу, человек не может сказать: "Я постиг все в этом вопросе". Как бы глубоко вы не проникли в сущность дела, всегда существует более глубокое осознание вещей. Несовершенный человек, участвующий в матчах и побеждающий своего противника, проникается духом самодовольства Победа или поражение отдельного человека, сточки зрения природы, всего лишь капля в море, которая не способна вызвать колебание на его поверхности. Такая мелочь никак не может захватывать всю душу На самом деле, человек должен идти дорогой самосовершенствования в полной гармонии с законами природы и именно этому человек должен посвящать все свои мысли и усилия.
    Третья причина Во всех видах японской борьбы и прочих видах спорта во время соревнований существует множество правил. Несоблюдение этих правил, особенно при занятиях боевыми видами спорта, опасно для жизни. Сам спорт как таковой изначально предполагает стремление к победе набором определенных приемов при соблюдении правил принятых в этом виде спорта. Это хорошо, мы не возражаем, что некоторые боевые виды спорта сменив названия, стали популярными. Однако настоящее боевое искусство сильно отличается от любительского. Во время нападения и при защите нужно предельно серьезно относится к бою, следует предугадать, что собирается предпринять противник и, не произнося лишних слов, совершить ответные действия. Нужно быть готовым к опасностям в повседневной жизни и постоянно готовиться духом и телом к любой ситуации.
    Если вы проводите тренировки, подчиняясь определенным правилам, то все установки проникают в ваше подсознание и в решающий момент это всегда проявится. Когда ситуация выходит из-под контроля и ваш противник начинает действовать без правил, то ваша привычка следовать принципам приведет к ошибке.
    На тренировках вы имеете дело с партнером, одетым в кимоно, но реальность может столкнуть вас с противником, который легко ударит ножом в спину, поэтому необходимо мысленно быть готовым к такой ситуации когда противник пойдет нестандартным путем.
    Айкидо готовит к возможности нападения противника без правил и учит отвечать на него. Многократные тренировки, следующие принципам природы, приводят к тому, что усваиваемые навыки глубоко проникают в подсознание. В таком положении даже внезапная атака не может застать вас врасплох, и вы бессознательно примите самый верный ответ.
    На тихой поверхности озера луна отражается как луна, птица отражается как птица, если же исчезает объект, то исчезает и его изображение. И также как поверхность озера отражает малейшие колебания ветра, так и умение концентрировать внимание в точке "сэика но иттэн" позволяет точно реагировать не только на малейшее движение противника, но и полностью контролировать происходящее. Итак, при таком состоянии души тренировки айкидо представляют собой подлинное совершенствование техники. Если же разрешить соревнования, то, разумеется, будет трудно добиться описанного раньше гармоничного состояния души. Вот это и есть третья причина, по которой мы против всяких состязаний.
    Даже для лиц, достаточно сильных и прекрасно владеющих техникой, участие в подобных матчах вовсе не обязательно пригодится им в дальнейшей жизни. Бывает, что они превращаются в обывателя, который в критический момент теряет голову. Так отмечены случаи, когда во время войны боец, прекрасно владеющий мечом, при неожиданной встрече с противником уподобляется соляному столбу. К счастью, и противник часто в такой ситуации также не может прийти в себя. Большинство из нас, не имеющих специальной тренировки, похожи на этих людей.
    Невозможно пересчитать все ситуации, где может пригодиться айкидо, Постоянными трудами необходимо постигать правила и приобретать твердые навыки и твердую волю так, чтобы это сопровождало вас всю жизнь.
    Для рядового человека, которому важна сама победа, боевые искусства стали определенным видом спорта. Айкидо несколько противоречит этой тенденции, и в этой борьбе сохраняются старые принципы.
    А для тех, кто любит побеждать, нужно выбрать любимый ими вид спорта. Тем же, кто занимается айкидо, нужно проникнуться духом истинной победы, полностью осознать принцип миролюбия и на этой основе заниматься самосовершенствованием. По мере того, как этот принцип будет понимать все больше людей, он станет одним из краеугольных камней в становлении мира во всем мире.

    Общая информация | Просмотров: 1040 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Интересно: понимаете ли вы истинную цель Айкидо? Ведь это не просто тренировка техники будзюцу. Другой целью Айкидо является создание мира красоты, грации и изящества. Цель - улучшить мир, сделать его миром радости. Как я всегда говорю, Бог дал нам этот мир, и весь мир - это одна семья. У нас есть возможность наслаждаться его красотой и великолепием. Нашей человеческой обязанностью является создание общества, которое будет справедливо относиться к этой красоте и великолепию. Наша цель в будо - не просто защита самих себя. Мы должны принять дар божественной любви, которую несет нам Господь, и заслужить честь обладания этим даром, принося счастье в этот мир. Если мы искренне чтим священную цель будо, мы должны трудиться во имя мира во всем мире. Мы должны бороться за мир без конфликтов и отчаяния. Вот истинная причина наших занятий Айкидо. Айкидо -это путь постижения универсального вселенского принципа. Цель Айкидо -создать разумный и логичный мир. Общество, в котором гармоничное сочетание ума и тела создает мир единства.
    Мы сами должны принять на себя ответственность за осуществление божественного замысла.
    Мы не можем придавать исключительную важность только материальному или только духовному миру. В действительности это одно и то же. Новые времена принесли небывалый прогресс физических наук, но наука души и духа осталась далеко позади. Развитие духа - это не только очень важная часть истинной миссии науки. Это ответственность, возложенная на нас самим нашим существованием, которой невозможно избежать. Наше существование происходит от Бога и потому служит его целям. Наш долг - стремиться к пониманию божественного разума и использовать это понимание для практики Айкидо как великой и универсальной науки жизни, которой она и является. Каждый из нас несет в себе частицу божественной цели, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы выполнить ее. Мы не можем позволить себе забыть или игнорировать нашего божественного и истинного родителя. Выполнение божественной цели - это причина, по которой мы живем.
    Мы никогда не должны забывать понятие "тюсин", нашего центра. Все вещи контролируются стабильностью и качеством их центра -места, в котором рождается их существо. Мы можем назвать это место жизненной силой или каннагара - вселенским потоком божественного сознания. Как бы вы ее ни называли, эта сила идет из нашего хара. Единственный "первородный" грех - это потерять связь с нашим источником и не иметь никакого понятия о великом даре, который дается нам в нашей жизни. Забыть о нашей истинной природе означает начать алчно цепляться за жизнь. Это и есть начало греха. Это - путь всего хаоса, который творится в современном обществе. Наша жизнь, жизнь человеческих существ, благословенна и в других формах жизни. Если вы не признаете этого, то вы усилите беспорядок и хаос в природе. Мы не должны забывать наш долг, долг людей. Этот долг - создать рай, который является истинной формой мира.
    Если мы искренне понимаем вселенский план и его божественную цель, то у нас больше нет другого выбора, кроме как посвятить себя служению этой прекрасной и священной цели. Это сущность и сердце будо, и это - принципиальная цель Айкидо. Когда мы начинаем понимать, что наша жизнь - это дар божественного сознания безграничной Вселенной, мы начинаем понимать нашу истинную природу. Мы - дети Господа. Мы родились на этой земле, чтобы выполнить великую задачу нашего Создателя. Трудиться ради ее выполнения означает выполнять наше собственное предназначение.
    В Японии чувство стыда является проявлением чувствительности и потому - добродетелью. Как мы можем не стыдиться, если мы игнорируем нашу божественную природу и нашу истинную цель в жизни? Вот источник всего стыда и позора. Действительное понимание Айкидо приходит только через ежедневное очищение (мисоги) и постоянное стремление к созданию лучшего мира.
    Существование центра предполагает и существование всего, что его окружает.
    Если у вас сильный центр, то различие между центром и его периферией исчезает. Внутренний и внешний мир перестают быть разными вещами и становятся частями единого целого. Они выполняют одну функцию и служат одной высокой цели. Безграничная Вселенная и путь Айки - это свет, который говорит о рассвете человеческого сознания.
    Общая информация | Просмотров: 614 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Этикет по отношению к людям

    Этикет по отношению к соученикам

    Заботу о партнере, уважение к нему, мы выражаем с помощью поклона (рэй).
    Поклон делается перед каждым упражнением как просьба помочь нам в изучении техники, и после его окончания - как благодарность за оказанную помощь. Кроме того, мы обычно кланяемся партнеру и после завершения всей тренировки.
    Если во время тренировки партнер из одной пары по неосторожности задел партнера другой пары, оба также делают друг другу поклон, извиняясь за недоразумение.
    Важно, чтобы поклон всегда производился в одинаковом положении учеников: или оба стоя (тати-рэй), или оба сидя (сувари-рэй). Этим мы выражаем свое принципиальное равенство, независимо от возраста, положения в обществе и цвета пояса.
    Этикет по отношению к учителю
    Суть этикета по отношению к Учителю выражается, во-первых, в том, чтобы отдать ему дань уважения за наше обучение, а через него - и всей непрерывной цепочке Учителей, восходящей к Основателю, а во-вторых, в создании наиболее благоприятных условий для преподавания.
    Обычно ученики приходят на татами раньше Учителя, чтобы приготовить зал к тренировке и размяться. Когда Учитель входит в зал, старший ученик объявляет команду "ямэ!", по которой все ученики тут же прекращают все свои занятия и поворачиваются лицом к Учителю. По команде "рэй!" они делают поклон сэнсею, а затем возвращаются к своей работе.
    По команде "сэйдза!" мы садимся в шеренгу лицом к учителю в положении сэйдза в соответствии с уровнем их развития, от наиболее продвинутых в начале ряда до новичков в его конце. Самый старший ученик садится первым в шеренге, он отдает команды и руководит строем.
    "Шомэн ни рэй!" - командует старший ученик, и мы делаем сувари-рэй - общее приветствие. "Сэнсей ни рэй!" - поклон Учителю.
    Во время поклона очень важно выдержать паузу - мы не должны закончить поклон раньше, чем завершит его Учитель. Кроме того, поклон всей шеренги должен быть по возможности синхронным. Это не только дань уважения учителю, но и изучение принципа "тайминг (своевременность)". По команде "кириц!" мы встаем.
    Опоздавший, чтобы не мешать другим ученикам, всегда садится в сэйдза на углу татами и ждет, пока Учитель не заметит его. После взаимного поклона с Учителем он становится в строй.
    Во время тренировки Учитель говорит с нами, объясняя нам техники и корректируя нашу практику. Говорить - это его прерогатива, наша задача на тренировке - не говорить, а действовать.
    Единственные фразы, которые мы произносим на тренировке, это:
    "Они гишимас!" - приглашая партнера к изучению техники;
    "Домо аригато годзимас! (Большое спасибо!)" - благодаря партнера за совместную работу;
    "Ос! (Понятно!)" - в ответ на замечания и объяснения Учителя, давая тем самым подтверждение, что мы понимаем Его слова.
    Когда во время тренировки Учитель подходит к паре и говорит: "Ямэ!" - ученики должны прервать исполняемую технику и сделать поклон Учителю.
    Часто Учитель, объясняя некоторый аспект техники, непосредственно выстраивает тело ученика в правильную позицию. Когда руки Учителя прикасаются к телу ученика, ученик должен мгновенно расслабиться, стать мягким и податливым, как расплавленное олово. Тогда Учитель легко сможет "отлить" его тело в правильную форму.
    Есть еще один нюанс в этикете: важно избегать "перебора в ритуале". Так, например, не стоит на каждое слово Учителя кланяться и говорить: "Ос!" - лучше сделать это только один раз, когда Учитель полностью закончит объяснение. Не стоит переносить специфические элементы этикета за пределы татами. В "миру" сохраняй дух, смысл этикета, но находи более адекватные месту и времени его формы.

    Новичкам | Просмотров: 769 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Этикет по отношению к вещам
    "Аккуратность" - это упорядоченность и чистота.
    "Упорядоченность" - значит каждая вещь на своем месте.
    "Чистота" - значит отсутствие лишнего (в том числе и грязи).

    Одежда
    В человеке все должно быть красиво - душа, тело и кимоно в котором это все содержится.
    Тренировочная одежда ученика включает в себя:
    доги ("кимоно"), состоящее из куртки, брюк и пояса;
    тапочки - для передвижений между раздевалкой и татами;
    полотенце - носится сложенным вчетверо с внутренней стороны левого отворота куртки, за поясом;
    для женщин - футболка, одеваемая под куртку.
    Правильно подобранное доги играет очень большую роль в правильном развитии ученика. Наступает момент, когда кимоно начинает мешать ученику, ограничивая его движения. Хорошее доги может значительно отсрочить этот момент.
    Основные правила для выбора доги:
    Существует много видов кимоно, но у нас наиболее широко распространены кимоно для карате и кимоно для дзюдо. Главное отличие в толщине ткани из которой изготовлена куртка - кимоно для карате сделано из более тонкой ткани, а кимоно для дзюдо из более толстой. Лучше всего подходит доги для занятий айкидо или дзюдо. Желательно, чтобы при покупке оно было хотя бы на размер больше, так как обычно сильно садится после стирки.
    Прежде чем начинать любое вмешательство по уменьшению рукавов, штанин и т.п. сначала постирайте кимоно как минимум на 60 градусах. Если стирать в стиральной машине на 90 градусов то уменьшение на один размер гарантировано.
    Длина куртки - обязательно должна полностью прикрывать ягодицы.
    Длина рукавов - на ширину ладони выше лучезапястного сустава;
    Длина брюк - до середины лодыжки плюс-минус 2 пальца, однако ни в коем случае края не должны касаться татами. Штаны должны быть свободными в шагу и быть достаточно широкими. Хороший тест это присесть и попытаться развести колени как можно шире в стороны. При этом штаны должны остаться шатанами и не стяснять движение. При завязывании пояса концы должны быть одинаковой длины.
    Главное требование к одежде - чистота. Очень важно отсутствие неприятных запахов. По этой причине мы рекомендуем принимать душ и до, и после тренировки. Наша цель помочь партнеру усовершенствовать свое тело и свою технику, поэтому мы не должны отвлекать его на борьбу с отвращением к нашей грязной одежде или телу.
    Татами
    Входя на татами, мы делаем поклон - это дань уважения месту, которое делает нас сильными, нашему "месту силы". Если татами занимает не всю площадь зала, то мы делаем поклон дважды: входя в зал и входя непосредственно на татами. Входя на татами, мы оставляем тапочки у его края носками от татами - этим мы приучаем себя всегда заранее подготавливаться к будущим событиям. Войдя на татами, даже вне тренировки, мы не позволяем себе "бытовых" движений (почесывания, расслабленные позы, глазеть по сторонам) и праздных разговоров. Все движения - только в русле айкидо, разговоры - минимум и только по существу дела. На татами нет поз, только стойки - камае, сэйдза, дзансин. Таким образом мы оставляем все свои проблемы и заботы за пределами татами и настраиваемся на серьезную, концентрированную работу.
    Учебное оружие (Бокен, Танто)
    Бокен, в первую очередь, - это макет души человека. Обращаться с бокеном - значит обращаться с самим собой. До того, как мы берем бокен, мы должны со всей тщательностью позаботиться о том, чтобы заслужить право взять его в руки, так как нельзя заниматься духовной практикой без соответствующей подготовки. Тело должно быть готово к аскетизму так же, как боевое оружие - к бою. Поэтому, когда мы берем в руки бокен, мы больше не думаем о собственном теле. За пределами зала бокен находится в чехле. В тренировочном зале мы достаем бокен из чехла, чтобы взять в левую руку, держа у основания рукоятки лезвием вверх. Обращаясь с бокеном, нельзя бесцельно размахивать им в разные стороны, наносить рубящие движения над головой партнера, выходящие за рамки упражнения. Такое поведение - признак "грязного" ума. Учебное оружие передается партнеру с соответвующим почтением и поклоном, так, чтобы принимающему не пришлось брать предмет за лезвие. Все вышесказанное в полной мере относится и к танто, за исключением того, что в зале танто чаще носится за поясом с левой стороны тела, лезвием вверх.
    Тело
    Тело - это тоже вещь, хотя особенная, очень важная для нас, но тем не менее вещь - оно так же подвержено загрязнению и изнашиванию.
    Этикет по отношению к телу - это, во-первых, содержать его в чистоте.
    Во-вторых - сделать его безопасным для партнера, исключив возможность нанесения партнеру во время тренировки случайных травм. Для этого необходимо достаточно коротко постригать ногти, снимать с себя все украшения перед тренировкой.
     О-Сенсей о хакаме
    Хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо а знает ли кто-нибудь почему у хакамы семь складок?
    О-Сенсей сказал : "Они символизируют семь компонентов будо:
    jin -  щедрость
    gi -   честь или справеливость
    rei -  вежливость и этикет
    сhi -  ум, интеллект
    shin -  искренность
    chu -  преданность
    koh -  благочестие.
    Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного bushido. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передавашиеся из поколения в поколение. Айкидо родилось из японского духа bushido и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".

    Новичкам | Просмотров: 594 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Этикет додзе

    Одним из наиболее важных аспектов изучения Будо является воспитание дисциплинированного поведения и самоконтроля. Главное содержание дисциплины - этикет, который соблюдается как в додзе, так и на татами.
    Входя в помещение, отведенное для занятий, и выходя из него, вы должны совершить приветствие - рэй (поклон) стоя в направлении семэн (лицевая сторона додзе).
    Всякий раз ступая на татами или сходя с него, вы должны совершить рэй в направлении семэн и инструктора, проводящего занятие.
    Додзе (зал для занятий) предназначено для развития своего тела, духа и разума, а не для самоутверждения за счет силы. Будьте внимательны к своим партнерам.
    Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения.
    Каждый ученик обязан поддерживать чистоту в додзе и содержать в чистоте свою тренировочную одежду и инвентарь.
    Додзе, если нет на это непосредственного разрешения Сэнсэя, не должно использоваться ни для каких других целей, кроме регулярных запланированных занятий.
    Только Сэнсэй решает, будет он вас обучать или нет.
    Ежемесячные взносы обеспечивают вам место и возможность для обучения и практики и позволяют заниматься вам и вашим партнерам, своевременная оплата взносов является знаком уважения к сенсею.
    Во время занятий на вас не должно быть никаких часов или украшений. Перед занятиями необходимо снять все украшения.
    Уважайте место для занятий и инвентарь. Доги (форма для занятий) должны быть чистыми и иметь опрятный вид. Оружие должно содержаться в порядке и находиться в отведенном для него месте, если оно не используется во время занятия.
    Никогда не пользуйтесь кимоно или оружием, принадлежащими кому-то другому, без разрешения.
    Незадолго до начала занятия вы, после короткой самостоятельной разминки, должны находиться в положении сэйдза в ряду с остальными, расположившись соответственно вашему уровню подготовки, в сосредоточенном состоянии (дзансин). Это поможет вам очистить ум от посторонних забот и сосредоточиться на занятии.
    В начале и по окончании занятия совершается традиционная церемония. Каждый занимающийся должен принять в ней участие, но если все же вы опоздали, то должны подождать, сидя в сэйдза в стороне от татами, пока инструктор не подаст вам знак присоединиться к остальным. Ступив на татами, самостоятельно совершите необходимую церемонию, при этом не отвлекая внимания ваших товарищей.
    Сидеть на татами можно только в положении сэйдза. Если болит колено, можно сесть скрестив под собой ноги (по-турецки), но ни при каких обстоятельствах нельзя вытягивать перед собой ноги или сидеть облокотившись на стену. Это не этично и в такой позе вы не готовы отразить возможное нападение.
    Покидать татами разрешается лишь в случае получения травмы или плохого самочувствия, после разрешения сенсея.
    Когда инструктор показывает или объясняет прием во время занятия, вы должны сидеть в сэйдза, молча и внимательно слушать его. После завершения объяснения, сделайте рэй сначала инструктору а затем вашему партнеру и продолжайте занятие.
    После подачи сигнала вы должны немедленно прервать занятие и быстро занять свое место в ряду с остальными.
    Бесцельное хождение по татами категорически запрещается. Либо вы отрабатываете полученное задание, либо, в случае необходимости, ожидаете своей очереди, находясь на краю татами в сэйдза.
    Если вам необходимо о чем-либо спросить сенсея, никогда не окликайте его. Подойдите к нему, сделайте рэй и ждите, пока он сам не обратиться к вам.
    Когда во время занятия инструктор объясняет или показывает что-либо лично вам, внимательно следите за его объяснением, сидя в сэйдза. По окончании объяснений не забудьте поблагодарить инструктора. Если вас заинтересовали объяснения, которые дает инструктор вашему товарищу, вы можете прервать отработку приема и посмотреть сев в сэйдза. По окончании этих объяснений так же не забудьте поблагодарить инструктора.
    Уважайте тех, кто занимается дольше вас. Никогда не вступайте в споры по поводу изучаемой техники. Помните - вы здесь для того, чтобы заниматься, а не для высказываний собственного мнения другим.
    Если вы знаете какой-нибудь прием или технику, отрабатываемую на занятии, а вашему партнеру она незнакома, вы можете показать ему, как выполнять прием правильно. Но лучше воздержаться от поучений и исправлений - во всяком случае, пока вы на достигли уровня юданся (обладателя черного пояса).
    Разговоры на татами должны быть сведены к минимуму. Айкидо можно чувствовать только самому.
    Не расхаживайте по татами ни до занятий, ни после. Татами для тех, кто пришел тренироваться.
    Необходимо следить за чистотой на татами. За чистотой в зале следит каждый. Во время занятий в зале, а на татами тем более, запрещается пить, курить, жевать жевательную резинку.
    Никогда не пейте спиртное, пока вы не сняли доги (кимоно).
    Правила для зрителей:
    То, как вы ведете себя в зале говорит о вашем отношении. Не позволяйте себе сидеть развалясь.
    Во время занятий не отвлекайте находящихся на татами и не занимайте их разговорами.
    Не разговаривайте и не ходите по залу, когда инструктор что-либо объясняет.
    В начале и в конце занятий вы должны выполнить соответствующую церемонию вместе со всеми, но находясь в стороне от татами.
    Новичкам | Просмотров: 559 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Шахматы как разновидность Айкидо

    Нашла вот любопытные рассуждения на форуме (пользователь dyadya Sasha из Кременчуга)...
    Тезис: "А если кому-то разможжить голову шахматной доской сверху (шомен учи), значит шахматы - разновидность айкидо?"
    Подумал я над системой "боевые шахматы" (БШ) и понял, какая это грозная штука. Судите сами.
    Основной прием - поднятие и опускание шахматной доски на голову соперника . Поднятие символизирует обращение к человеческому разуму, постановка перед человеческой Сущностью какой-либо проблемы. Опускание символизирует принятие решения и готовность следовать этому решению. Голова соперника символизирует проблему, которую мы разрешаем с помощью разума и с полной отдачей. Все это вместе символизирует торжество человечности над животностью, разума над глупостью, Гармонии над Хаосом.
    Соприкосновение доски с целью может быть в трех направлениях: сверху - вниз, снизу - вверх, по диагонали. Соприкосновение снизу - вверх символизирует интуицию, или действие до постановки проблемы. Как показывает практика, этот прием эффективнее приема сверху - вниз. Существуют и передвижения. Их пять: четыре - по количеству углов у доски (вперед, назад, влево, вправо), и пятое - поворот, или разворот (символизирует изгиб доски при складывании шахмат). В комбинации эти принципы позволяют произвести очень много приемов, за ограниченностью места я не буду их перечислять. Например, шаг в сторону, движение снизу - вверх; шаг в сторону, разворот (это движение называется конь выдвигается в боевую позицию), движение может быть как сверху - вниз, так и снизу - вверх. Последний прием удобен тем, что вы оказываетесь сзади противника, и удар приходится на затылок, что упрощает "принятие решения". Кроме того, в БШ существуют аудиальные отвлекающие и атакующие конструкции. Например, сказав оппоненту: "А не сыграть ли нам в шахматы?" мы отвлекаем его внимание, тем самым облегчается проведение техник, рассмотренных выше. Таким образом мы видим целостную боевую систему, которая позволяет развить человека как физически так и духовно.

    Общая информация | Просмотров: 700 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    "Хотя имеются много путей у подножия горы,
    все те, кто достигают вершины, видят ту же самую луну".
    В настоящее время тысячи людей во всем мире занимаются Айкидо.  Изначально созданное одним человеком -Морихэем Уэсибой - Айкидо, в процессе своего распространения по миру, разделилось на несколько направлений. Во главе каждого из направлений, обычно, стояли ученики Основателя, которые переняли от своего наставника то Айкидо, которое было характерно для Уэсибы в тот или иной период его жизни. Сейчас можно встретить много различных стилей Айкидо, некоторые из них имеют мало общего с тем, что преподавал О-Сэнсэй. Для оценки того или иного направления часто используют понятия "жесткий стиль" или "мягкий стиль", чтобы подчеркнуть те характерные особенности выполнения техник, которые отличают одно направление Айкидо от другого. Тем не менее, нельзя сказать, что тот или иной стиль лучше или хуже другого -  по какой бы методике ни тренировались люди, их цель - понять учение О-Сэнсэя. Данная классификация носит условный характер и призвана лишь дать представление о многообразии форм Айкидо.
    Ранние формы Aikido
    К началу страницы
    Айкибудо (Айкидзюцу)
    Так называлось то учение, которое преподавал О-сэнсэй в период до Второй мировой войны. Оно по стилю было очень близко к Дайто-рю Айки-дзюцу. Это направление считается наиболее жестким  и трудным из всех форм Айкидо. Большинство старших студентов О-Сэнсэя изучали Айкидо именно в этот период.
    О-Сэнсэй говорил, что он усовершенствовал Айкидо после окончания войны, так что по сути Айки-будо не что иное, как предшественник того Айкидо, которое демонстрировал О-Сэнсэй ближе к концу жизни. В этот период Айкидо начало проникать на запад, поэтому первые занятия велись именно в этом стиле (например в Великобритании в 50-х годах в такой манере преподавал
    Общая информация | Просмотров: 663 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    У Морихэя Уэсибы было много учеников обучавшихся лично у него в разное время. Многие из них впоследствии создали свои направления и стили Айкидо.  На разных этапах жизни Морихэя Уэсибы его учение претерпевало видоизменения, соответственно и его ученики, обучавшиеся у него в разное время,  создали стили Айкидо, отличающиеся друг от друга. Так появились школы Кэндзи Томики - Томики-Рю, Минору Мотизуки - Ёсейкан, Годзо Сиоды - Ёсинкан, Коити Тохэя - Син Син Тойцу (Ки-айкидо), Морихиро Сайто - Такемусу Айки… и т.д. и т.п.

    1 поколение: с 1921 по 1935 год
    Нориаки Иноуэ (1921), Исаму Такэсита (1925), Кэндзи Томики (1925), Хисао Камада (1929), Иккусай Ивата (1930), Каору Фунахаси (1930), Мнору Мотидзуки (1930), М. Хасимото (1931), Аритоси Мурасиге (1931), Риндзиро Сирата (1931), Тсутому Юкава (1931), Сигэми Ёнэкава (1931), Годзо Сиода (1932), Дзензибуро Акадзава (1933), Такума Хиса (1935, Осака) Смотреть фото...

    2 поколение: с1936 по 1945 год
    Бансэн Танака (1936), Коити Тохэй (1939), Тэнрю (1939), Минору Хирай (1939), Кисабуро Осава (1940), Кансу Сунадомари (1942), Тадаси Абэ (1942), Митио Хикитзути  Смотреть фото...

    3 поколение: с 1946 по 1955 год
    Морихиро Сайто (1946), Хироси Тада (1947), Садатэру Арикава (1947), Сёдзи Нисио (1951), Сейго Ямагути (1951), Минору Хикицути (1951), Масамити Норо (1951), Сейсеки Абэ (1952), Набуёси Тамура (1953), Ёсио Куроива (1954), Ясуно Кобаяси (1955), Андре Ноке (1955) Хироси Като, Мутзиро Наказоно  Смотреть фото...

    4 поколение: с 1956 по 1969 год
    Акира Тохэй (1956), Ёсимицу Ямада (1957), Кацуаки Асай (1958), Кадзуо Тиба (1958), Сейити Сугано (1959), Мицунари Канай (1959), Мицуги Саотоме (1959), Судзи Маруяма (1959), Терри Добсон (1960), Норихико Итихаси (1960), Сейдзуро Масуда (1960), Масандо Суганума (1962), Сизуо Имаидзуми (1962), Корэтоси Маруяма (1962), Сейсиро Эндо (1962), Кэндзи Симидзу (1963), Гаку Хомма, Ютака Курита, Роберт Надеау, Рой Суэнака, Такэдзи Томита, Хироказу Кобаяси

    Общая информация | Просмотров: 708 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)