Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Задай вопрос онлайн |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Поиск |
---|
Главная » Статьи » Айкидо » Общая информация |
В категории материалов: 30 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 » |
Айкидо туралы жалпы мәлімет (тарихы). Менің бірінші семинарым. |
|
Жизнь и Смерть - одно Древнее высказывание Востока Темой нижеследующей статьи является рассмотрение аспектов предшествующих необходимости и возможности выполнения техник Айкидо в условиях реальной атаки. Прежде всего, нужно заметить, что перед непосредственным контактом агрессора с человеком, который защищается и готов применить технику Айкидо, существует два очень важных момента, требующие к себе особого внимания. Первый момент - это осознание причинно-следственной взаимосвязи, которая привела к неизбежному конфликту и которая в текущий момент подвергает вас атаке агрессора. Второй момент - это восприятие такой ситуации. Причинность конфликта. Чтобы понять причинность ситуации и неизбежность разрешения конфликта, нужно иметь опыт изучения причин и внешних обстоятельств, причин и следствий. Если мы посмотрим на жизнь, мы можем увидеть, что ничего не происходит случайно. На всё есть изначальная причина, и у всего есть определённые внешние обстоятельства. Изначальные причины и внешние обстоятельства есть и для рождения и для смерти, и для здоровья и для болезни, и для радости и для грусти. Причина есть также и для конфликта, в котором вы можете оказаться. Причина конфликта может быть как осознанной (вы можете дать ей объяснение), так и неосознанной, связанной с вашими поступками в настоящем или прошлом. Когда возникает конфликт, и вы получаете вызов, уже не имеет значения, для текущего момента, по какой причине и откуда возникла такая ситуация. Мы можем в меру своих сил избегать конфликта, ограждая себя от боли и опасности, но мы не можем бросить вызов тому, что неизбежно. Ситуация вызова - ровно как и любая иная ситуация - определяется причинами и обстоятельствами, но которые уже в данный миг нам неподвластны, а ситуация неизбежна - вы подвергаетесь атаке - здесь и сейчас. Конфликт становиться неизбежностью. Убежать от атаки невозможно, её можно только нейтрализовать или быть повергнутым. Понимание причинно-следственной взаимосвязи и необходимости разрешения конфликтной ситуации при возникновении таковой, привело к появлению принципа "марубаси" в Японском военном деле. Принцип "марубаси" описывает неизбежность решения вопроса жизни и смерти при появлении конфликта, к которому может привести ваш Путь. Нельзя сойти со своего Пути и нельзя отступить назад. Сойти со своего Пути - значит стать другим человеком, а отступить - значит повернуть время вспять. Раз ситуация конфликта появилась на Пути, эту ситуацию нельзя избежать. Чтобы жить дальше, нужно разрешить ситуацию, даже если при этом нужно встретиться со смертью лицом к лицу. Восприятие ситуации Что же обычно происходит в ситуации, когда мы встречаем опасность? Наше эго ужасно боится за своё существование и хочет спастись любой ценой. Если к нему подобраться слишком близко - что и происходит в ситуации конфликта - оно тут же обнаруживает свой страх быть уничтоженным. Изначально эго чувствует себя уверенно и думает, что стоит у руля, но на самом деле как целого его не существует, оно всего лишь набор мыслей, идей и страхов. Защищаясь, оно призывает на помощь эмоции, которые заставляют наше тело импульсивно и, на самом деле, неадекватно действовать в опасной ситуации. Страх овладевает всем и сковывает наши движения. Эго заставляет нас сделать шаг назад - и поэтому ведёт к неизбежной смерти не только тела, но и духа. Чтобы сделать шаг вперёд, применить технику Айкидо и нейтрализовать неизбежный конфликт, нужно сначала победить себя, нейтрализовав своё эго. В Западной культуре, жизнь и смерть рассматриваются как два взаимоисключающие понятия. Смерть является источником страха. Смерть - это табу, о которой предпочитают не говорить. У Восточной философии другой взгляд на вопросы жизни и смерти: "Смерть не противоречит жизни, она не означает конец жизни, она лишь подводит жизнь к прекрасной вершине. Жизнь была до рождения, она продолжается и после смерти. Жизнь не ограничена кратким промежутком между рождением и смертью; рождение и смерть - это маленькие эпизоды в вечности жизни" (Ошо 2004). В Восточной культуре, понимание человеком феномена смерти играет важную роль в его духовном развитии. Понятие жизни не рассматривается отдельно от понятия смерти: "Для того чтобы понять жизнь и для того, чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться её, но не нужно также и стремиться победить её. Необходимо просто познать её, и это "познание" само приоткроет истинный смысл смерти" (Ошо 2004). Восприятие реальности такое, что смерть может наступить в любой момент; смерть находится здесь и сейчас. Жизнь и смерть неразделимы; они две стороны одной медали. Смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. "Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями" (Ошо 2004). Воспользовавшись такой философией о жизни и смерти, сложившуюся ситуацию конфликта можно воспринимать как вполне обычную ситуацию. Так как смерть всегда следует по пути жизни вместе с нами, ничего удивительного не случилось в том, что вы увидели её облик именно в этот момент. Это судьба - и если вам суждено умереть сейчас, в этом нет ничего страшного, ведь вы могли также умереть вчера или позавчера в любой момент, переходя через дорогу, разговаривая по телефону или принимая душ. Ваше эго всегда защищается и заставляет вас бояться, диктует вашу реакцию на опасность для вашей жизни. Воспринимая смертельную угрозу как вполне закономерную ситуацию, вы можете обмануть своё эго и блокировать его реакцию, взяв под контроль свои тело и разум.Этот контроль и есть та самая "победа над собой", о которой говорил Великий Учитель Морихэй Уэсиба. Только теперь, имея такой контроль и свободное сознание, управляющее вашим телом, вы можете применять и выполнять техники Айкидо. Ведь теперь вы не видите перед собой злого и ужасного врага, который вас хочет уничтожить, стереть с лица земли. Вы видите безликий рок судьбы, посланный вам с небес. Перед вами человек, который заблуждается, желая плохого своему брату - вам (чего-то боясь, не зная правды), человек, который "не ведает, что творит", человек, которому нужна ваша помощь. Вы испытываете не страх перед угрозой, а сострадание к своему ближнему, который невежествен, и которому впоследствии придется расплачиваться за своё невежество. Таким образом, вы можете считать своим долгом, не только защитить свою жизнь, но и защитить своего "неведующего" брата от его же невежества. Вы используете агрессию человека для нейтрализации агрессии, которая может повредить как вам, так и самому агрессору. Это восприятие конфликтной ситуации есть восприятие человека, который в состоянии и который достоин применять технику Айкидо, который занимается Искусством Мира, истинным Будо. Достижение такого восприятия ситуации, отношение к жизни и смерти как к одному целому, конечно же, требует долгой и, что также важно, правильной подготовки. |
Зачем Айкидо современному человеку? У любого человека после поверхностного ознакомления с Айкидо возникает вопрос: "Зачем европейцу, живущему на рубеже индустриальной и информационной эпох, в век компьютеров и ядерного оружия нужна японская боевая система, специфически приспособленная к быту, культуре и менталитету средневекового самурая?" Единственным разумным ответом на этот вопрос кажется то, что Айкидо для современного человека - вид экзотического хобби, что-то типа коллекционирования фарфоровых ваз династии Мин или разведения галапагоских игуан в домашних условиях. Что же касается профессиональных "силовиков", то мнение о боевой неэффективности и надуманной сложности Айкидо встречается сплошь и рядом. Однако все это происходит лишь от непонимания истинной сущности Айкидо. На наш взгляд необходимость Айкидо для западного человека заключается в следующем: В Айкидо, как впрочем и в других японских единоборствах, огромное внимание уделяется дисциплине, порядку, этикету. Этого так не хватает нашей культуре. "Японское чудо" во многом обусловлено тем, что японцам удалось синтезировать творческий, вариативный, игровой подход, заимствованный у евро-амерканской культуры, со своей исконной дисциплинированностью и почитанием традиций. Таким образом, этикет, а, говоря шире - форма - это тот необходимый компонент, который поможет нам, западным людям, обрести целостность и упорядочить свою жизнь. На Западе не принято уделять много внимания координации движений тела. Западная цивилизация, более экстравертная, направленная во вне. В отличие от Восточной, она всегда стремилась скомпенсировать свое телесное несовершенство изощренными инструментами, приборами. На Востоке же совершенствование искусства обращения с вещью всегда считалось важнее совершенствования технических характеристик самой вещи. Айкидо, плод восточного ума, является, прежде всего культурой движений. Айкидо поразительно целесообразно, если можно так выразится, эргономично. В то время как ученик шлифует многократными повторениями техники Айкидо, эти техники шлифуют его тело. Умение контролировать свои движения помогает человеку не только стать эффективным бойцом, но и усовершенствовать свои бытовые и профессиональные навыки. Кроме того, состояние тела оказывает значительное влияние на психику, особенно на эмоции. Телесная слабость и неуклюжесть делают человека неуверенным в себе, и наоборот, координированное, сильное тело помогает чувствовать себя смелым и настойчивым, вселяет оптимизм. Именно поэтому Айкидо имеет особенную ценность для интеллигенции, извечная беда которой - физическая и духовная слабость при гипертрофированном интеллекте. Айкидо как нельзя лучше помогает людям с тонкой нервной организацией устранить перекос в развитии (как говорили китайцы: "Путь к успеху - подгонять отстающего"). Что касается боевой эффективности Айкидо, то она, без сомнений, очень высока. Неочевидность этого факта связана с двумя причинами. Во-первых, с отсутствием соревнований в Айкидо: нет способа оценить правильность усвоенных техник, кроме реальной драки. Во-вторых, необходимостью длительного обучения для достижения мастерства, позволяющего применять техники в бою. Айкидо не рассчитано на скороспелость и массовость. Ученик кропотливо выращивается учителем, как редкий цветок садовником. Нужно время, чтобы ученик созрел и расцвел в Мастера. Однако результаты этой длительной и сложной практики сторицей оправдывают затраты. Кроме того, не надо забывать, что стандартные формы техник - это обучающие формы, гипертрофирующие ряд моментов для их лучшего понимания учеником и развития его тела в определенном направлении, и потому значительно отличающиеся от боевых. Айкидо - это, прежде всего путь познания себя. Сложность техник Айкидо заключается не в каких-то акробатических пируэтах, а в необходимости их филигранно точного исполнения для получения реального боевого эффекта. Этого можно достичь только путем развития чувствительности, внимательности, изучения практической биомеханики человеческого тела и своих индивидуальных особенностей. Дух, "Я", не может познать себя непосредственно, как глаз не может увидеть себя без зеркала. Тело - это зеркало, в котором Дух изучает себя... |
Досю (яп. ?? До:сю:) - "Указывающий Путь" Титул передается по наследству от отца к сыну. ![]() 1912 г. - Переезд в префектуру Хоккайдо и встреча с Сокаку Такэда, обучение Айки-Дзюцу Дайто-рю. 1919 г. - Встреча с Онисабуро Дэгути (1871 - 1947), своим будущим духовным наставником и основателем религиозного направления Омото-кье. 1927 г. - Переезд с семьей в Токио, начинает преподовать путь Айки. 1960 г. - Вручение медали Shiju Hosho от японского правительства. 1969 г. - Умер 26-ого апреля, в возрасте 86 лет. Киссёмару Уэсиба , 27 июня 1921 г. - 4 января 1999 г. ![]() 1946 г. - Выпускник университета Waseda. Факультет политологии. 1956 г. - Первая демонстрация Айкидо на публике. 1957 г. - Опубликовывает первый учебник AIKIDO. 1969 г. - Становится вторым Досю. 1995 г. - Получает медаль Zui Hosho от японского правительства. 1999 г. - Умер 4 января в возрасте 77 лет. Похоронен он 17 января. Моритеру Уэсиба, 2 апреля 1951 г. - по настоящее время ![]() 1976 г. - Выпускник университета Meiji Gakuin (Мэйдзи). Экономист. 1996 г. - Генеральный директор Хомбу Додзё. 1999 г. - Становится третим Досю. |
Когда Айкидо перестает быть Айкидо? David Lynch Cпоры о "боевой эффективности" Айкидо являются популярной темой информационных групп Интернета. К сожалению, многие дискуссии, делая сравнения с различными системами рукопашного боя, показывают крайнее невежество относительно принципов, на которых это искусство было основано. Айкидо - это не система борьбы, а путь ненасилия, предназначенный не для защиты или развития эго, а потенциально, для его уничтожения. Ценность Айкидо - в развитии качеств, диаметрально противоположных тем, которые можно было бы применить "на улице". Если говорить о себе, то эффективность моего Айкидо (или отсутствие такового) будет проявлена в тот день, когда я попаду в смертельно опасную ситуацию. Мне никогда не приходилось использовать физические методы за пределами додзё в течение 40 лет тренировок, поэтому я особенно не беспокоюсь на этот счёт. Конечно, нужно стремиться к улучшению исполнения техники более гладко и стремительно. Это всегда является целью для совершенствования. Однако, имеет ли смысл неиствовать по поводу неадекватности Айкидо против кикбоксинга, вольной борьбы и уличной драки? Имеется и так достаточно материала для работы в Айкидо как таковом, без того, чтобы обращаться к перекрестным тренировкам или волноваться по поводу стилей, которые отклонились от курса и оставили нам "разбавленную" и неэффективную версию единоборства. Существует предел тому, насколько Вы можете учиться от других и, как бы там ни было, Вы не можете обвинять систему в ваших собственных недостатках. За эффективность приходится платить и чем больше я вижу тех, кто утверждают, что достигли её в Айкидо или в других областях жизни, тем больше я проникаюсь сочувствием к обычными людям, у которых нет амбиций быть эффективными или супер-эффективными. В лучшем случае такое отношение нерелевантно, а в худшем случае - является разрушительным и угнетающим. Чтобы быть по праву оцененным, Айкидо нуждается в "пространстве", то есть, духовности, психологической глубине, эстетике, сострадании и удовольствии. Не говоря о любви! (Кажется, имеется негласное соглашение о не упоминании про любовь в спорах о боевой эффективности. Этот факт интересен, в виду важности, которую O-Сэнсэй придавал этому, утверждая, что любовь является сущностью Айкидо). Объективно доказать "духовную эффективность" Айкидо нисколько не легче, чем какой-либо технический аспект. Так или иначе - нет никаких гарантий. Однако я не убежден, что чья-то неспособность исполнять технику от, скажем, сильного захвата моротэ-дори в стиле "ивама" свидетельствует о недостатке духовного развития. Связь между духом, мышлением и телом более сложна чем это. Кривая обучения широка, и было бы логично ожидать, что придется потратить всю свою жизнь, работая над собой, и при этом не оказаться способным похвастаться законченным просвещением в Айкидо или вне Айкидо. И это не причина, чтобы отказаться от усилий: занятия Айкидо с духовной целью, а не только лишь с целью достижения технической эффективности, являются хорошим началом. В то же время выгоды для здоровья, умственного и физического развития вполне оправдывают серьезные, регулярные занятия, без фиксации на боевой эффективности или боязни тех, кто концентрируется только на этом. Поскольку Айкидо - это индивидуальный поиск, додзё, которое Вы выбираете, важно лишь только в той степени, в которой это удовлетворяет Вас, и попытка оспаривания одного додзё перед другим является бессмысленной . Что касается меня, то тренировки по таким разным методам обучения, как Кисёмару Уэсиба, Коити Тохэй, Годзо Сиода, Кендзи Симизу и других, в течение моего длительного пребывания в Японии фактически вынудили меня искать какие-то относительно общие принципы. Я был открыт для получения новых знаний без того, чтобы ограничивать свои интересы или впадать в сектантство. Но знание - это не мудрость. Знание добывается посредством органов чувств, которые не могут и никогда не были предназначены для передачи правдивой информации о вселенной. Преследование всё более и более технического знания не приблизит, а скорее уведет нас прочь от предназначения Айкидо. Я имел обыкновение немного раздражаться, когда слышал как люди говорят, что тот или иной стиль, которым я занимался, не является "Айкидо" (видимо, это было обычным способом высмеивания, принятым в Японии). В то время как я допускал, что моя собственная интерпретация могла быть несовершенной, мне казалось невероятно высокомерным сбрасывать со счетов главные японские стили Айкидо такими легкомысленными замечаниями. В конце концов, главные стили были созданы мастерами, которые долгое время учились у Основателя, теми, кто посвятил свою жизнь Айкидо. Через некоторое время для меня стало очевидным, что выражение "это не Айкидо" - мелко и бессмысленно. С тех пор, как мне пришлось услышать его в адрес каждого из основных стилей, это высказывание перестало меня беспокоить. Однако, такое утверждение может легко отбить охоту новым ученикам, пытающимся понять специфическую версию боевого искусства, так что я предлагаю им обратиться за советом к словам О-Сенсея: "Неудача - это ключ к успеху; каждая ошибка нас чему-то учит. Будьте благодарны даже за тяжелые испытания, неприятности и плохих людей. Преодаление таких трудностей является необходимой частью обучения" (из книги Джона Стивена "Искусство миролюбия"). Что касается собственного определения Айкидо О-Сэнсэем, вероятно это правда, что мы занимаемся "не Айкидо", независимо от того, какой системе обучения мы следуем. В этом отношении мы все в одной корзине; нам всем нужно долго учиться, как следует из слов О-Сэнсэя (снова привожу слова из книги Джона Стивена): "Есть много путей к вершине горы, но вершина только одна - это любовь... Как только Вы начинаете разделять своих собратьев на хороших и плохих, Вы отводите место для злонамеренности в своем сердце. Испытание, конкуренция и критика других ослабляет Вас и наносит Вам вред. Вы здесь находитесь с одной единственной целью для осознания своего собственного внутреннего богоподобия и проявления своей врожденной просвещённости". Более опытные айкидоисты продолжают критиковать своих коллег из других стилей и заявляют, что их путь - единственный к вершине горы, несмотря на то, что они сами явно еще не достигли вершины. Перевод А.Карпова. |
Зеркало духа: Додзе айкидо Саотомэ Мицуги Вне всякого сомнения, география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В Соединенных Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и земли взрастили культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство. Благоговение перед духом авантюризма и пионерства - это одно из самых сильных звеньев, которые связывают людей в современной Америке, стране, в которой нация превратилась в почти хаотичную смесь разных народов. В противоположность США, Япония в течение всей своей истории была вынуждена располагать большое население на очень маленькой географической площади. Кроме того, население было разбросано по островам. Люди были - и остаются - вынуждены жить очень тесно друг с другом, практически не имея никаких шансов избежать этого. И вполне естественно, что японская культура превратилась в культуру, для которой приоритетами стали порядок, подчинение и закон. Благополучие группы считается гораздо более важным, чем благополучие одного человека. Даже довольно консервативный американец недоверчиво и настороженно относится к властям и любой силе, посягающей на его свободу. Обычный японец рассматривает власть как необходимую для выживания всего общества структуру, а подчинение властям - скорее как форму сотрудничества, чем принуждение. Конечно, и в Соединенных Штатах существуют согласие и подчинение, а в Японии - индивидуализм, однако приоритеты в этих странах по-прежнему остаются абсолютно разными. Для понимания японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского института додзе и, в особенности, додзе айкидо. Слово додзе означает "место, где проходит путь". Изначально понятие додзе было связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзе стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки - фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей степени влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия "внешнего" Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто считает, что все в природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских целей не было в Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада, религия в Японии не пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие "Do" или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели, которой человек себя посвящает. Другой важный вклад, который внесло додзе, повлияв на современные боевые искусства - это этика воинского братства. Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и несут на себе все тяготы войны. Для того чтобы люди смогли выдержать невероятный стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и воинские братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее удачливыми всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему и порядок. Воинские формирования, в которых подчинение не является добровольным, редко бывают стабильными и результативными. Необходимо добавить, что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзе, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество становится неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные правила этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он начинает терять контроль над собой. Додзе в боевых искусствах, создавая специфические условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их вежливое и рыцарское поведение. Последствия нерыцарского поступка могут привести к смерти, а не просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по которой в воинских обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается такое огромное значение. Поскольку айкидо, являясь боевым искусством, имеет своей целью совершенствование человеческого духа и установление мира во всем мире, додзе айкидо вобрали в себя значимость религиозных и воинских додзе. Айкидо - это не религия, оно не имеет каких-либо догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием. Додзе айкидо - это храм духа, человеческого и божественного духа, который присутствует во всем во Вселенной. Додзе айкидо должно поддерживать строгость и дисциплину воинского общества, поскольку айкидо - это будо, путь воина. Айкидо - это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо - это практическая тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми. Это означает изменение вашего ментального состояния таким образом, что в случае стресса вы не подвергнетесь влиянию агрессии и разрушения, но вместо этого будете продолжать вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо означает укрепление вашей решимости и ваших убеждений. Необходимыми элементами додзе являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок, вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзе. Как же проявляются эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзе должны разделять ответственность по уходу и присмотру за додзе. Додзе айкидо должно быть кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о благополучии додзе и друг друга. Додзе - это не спортивный зал, для уборки которого нанимают специальных людей. Занимающиеся в додзе должны рассматривать его уборку как духовное упражнение; состояние додзе отражается на внутреннем состоянии самих учеников. Поддержание личной чистоты - это уважение к себе, к своим партнерам и искусству айкидо. Занимающийся айкидо должен содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке. Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие. Хотя сотрудничество является очень важным элементом, додзе - не демократия. Цепь подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии додзе, начиная от сэнсея и далее через старших учеников (сэмпай) и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего сэнсея. В большом додзе сэнсей не может уделить внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие ученики учатся правильно и в додзе идет необходимая работа - это обязанность старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни путей додзе, ни принципов айкидо. Для того чтобы научиться, они должны раскрыть свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим положением для унижения младших. Иерархия в додзе не означает, что вы не должны проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзе превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается в опасное занятие. Соблюдая правила этикета, вы должны соблюдать приличия и проявлять хорошие манеры поведения. Вы должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны быть корректны и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. - все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок. Так что этикет и правила додзе - не пустые формальности. Они создают условия, необходимые для хорошей тренировки. Например, в современных додзе айкидо у каждого ученика для тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим оружием без разрешения - это грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это, просто подумайте о воинах, которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей зависят не только от их мастерства, но и от качества и состояния их оружия и возможности иметь его под рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему касаться или брать личное оружие без разрешения в прошлом было равнозначно смертельному приговору. Человек, позволивший себе подобные действия, рисковал даже не получить шанса исправиться. В додзе айкидо мы не хотим тренировать убийц и нарушителей этикета, которых наказывают смертью. Если вы забываете или полностью игнорируете смертельную опасность занятий боевыми искусствами и защиту от несчастных случаев, ради избежания которых и был создан этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше понимание будет крайне ограниченным. Постоянное напоминание о том, что в будо жизнь и смерть всегда поставлены на карту, усилят ваше понимание значения того и другого. И тогда ощущение ценности не только вашей собственной жизни, но и жизни других людей, станет гораздо сильнее. |
Почему в Айкидо нет соревнований? Коити Тохей (10-й дан айкидо) из книги "Принципы Ки в нашей жизни" "Айки - это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью. Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии со Вселенной. Его будо - это будо разрушения. Это не созидательное будо." Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо. Наш мир представляет собой путь обязательной взаимозависимости и взаимного процветания. А, если в вашем сердце нет мира, то и ваш партнер превратится во врага. Если же вы миролюбивы, то и противник в ваших глазах станет приятелем, и все мы станем братьями на этой большой планете. Поэтому необходимо уделять должное внимание этому правилу и тщательно отрабатывать его на занятиях. Айкидо не позволяет проводить спортивные ристалища. В других видах спорта с помощью соревнований поощряют интерес к этому виду, оттачивают свое мастерство и привлекают новых желающих. В отличие от этой обычной практики, айкидо, которое провозгласило себя путем неба, - является способом совершенствовать человеческую природу, и поэтому ее цели отличаются от целей других видов спорта. Попробую пояснить, почему айкидо не позволяет разрабатывать систему соревнований как таковую? Во-первых, потому что айкидо проповедует занятия на основе принципа миролюбия. Все соревнования имеют своей целью выявить сильнейшего в борьбе. Само по себе желание победить приводит к нарушению принципа "непротивления'' Жажда победы - это основная движущая сила спорта. Но если вы ставите цель непременно победить, то в этом случае средства не выбирают. Если проникнуться идеей - победа любой ценой, то это портит характер человека. Истинное мастерство в айкидо базируется на принципе "мира", вот почему, если вы не проникнитесь этим духом до последней клеточки, вы не сможете овладеть подлинной техникой айкидо. Любителям состязаться советую поработать над самим собой. Например, тем, кто легко выходит из себя, следует сказать следующее: "Сегодня я попробую прожить без гнева, и если мне это удастся значит, я победил". Если же он нарушит этот пункт, то проиграет. Не доставлять окружающим людям неприятности и неудобств, а стремиться к собственному совершенству - это и есть истинная победа над самим собой в повседневной жизни. Если вы не можете преодолеть себя, то, как вы можете одолеть других? Только победив самого себя, вы перестанете думать о победе над другими, поняв, что можно жить счастливо со всеми в мире и согласии Относительная победа в других соревнованиях когда-нибудь обернется проигрышем, а победа на основе принципа "непротивления" - это абсолютная победа. Вторая причина заключается в том, что айкидо особенно предупреждает надменность и высокомерие, хотя подобным же образом оно воздействует и на другие отрицательные черты характера. Если человек горд, то его душа закрыта для восприятия истинных принципов айкидо. Когда мы говорим себе о своем превосходстве в этом плане, у нас исчезает желание совершенствоваться. Имея своим партнером совершенную природу, человек не может сказать: "Я постиг все в этом вопросе". Как бы глубоко вы не проникли в сущность дела, всегда существует более глубокое осознание вещей. Несовершенный человек, участвующий в матчах и побеждающий своего противника, проникается духом самодовольства Победа или поражение отдельного человека, сточки зрения природы, всего лишь капля в море, которая не способна вызвать колебание на его поверхности. Такая мелочь никак не может захватывать всю душу На самом деле, человек должен идти дорогой самосовершенствования в полной гармонии с законами природы и именно этому человек должен посвящать все свои мысли и усилия. Третья причина Во всех видах японской борьбы и прочих видах спорта во время соревнований существует множество правил. Несоблюдение этих правил, особенно при занятиях боевыми видами спорта, опасно для жизни. Сам спорт как таковой изначально предполагает стремление к победе набором определенных приемов при соблюдении правил принятых в этом виде спорта. Это хорошо, мы не возражаем, что некоторые боевые виды спорта сменив названия, стали популярными. Однако настоящее боевое искусство сильно отличается от любительского. Во время нападения и при защите нужно предельно серьезно относится к бою, следует предугадать, что собирается предпринять противник и, не произнося лишних слов, совершить ответные действия. Нужно быть готовым к опасностям в повседневной жизни и постоянно готовиться духом и телом к любой ситуации. Если вы проводите тренировки, подчиняясь определенным правилам, то все установки проникают в ваше подсознание и в решающий момент это всегда проявится. Когда ситуация выходит из-под контроля и ваш противник начинает действовать без правил, то ваша привычка следовать принципам приведет к ошибке. На тренировках вы имеете дело с партнером, одетым в кимоно, но реальность может столкнуть вас с противником, который легко ударит ножом в спину, поэтому необходимо мысленно быть готовым к такой ситуации когда противник пойдет нестандартным путем. Айкидо готовит к возможности нападения противника без правил и учит отвечать на него. Многократные тренировки, следующие принципам природы, приводят к тому, что усваиваемые навыки глубоко проникают в подсознание. В таком положении даже внезапная атака не может застать вас врасплох, и вы бессознательно примите самый верный ответ. На тихой поверхности озера луна отражается как луна, птица отражается как птица, если же исчезает объект, то исчезает и его изображение. И также как поверхность озера отражает малейшие колебания ветра, так и умение концентрировать внимание в точке "сэика но иттэн" позволяет точно реагировать не только на малейшее движение противника, но и полностью контролировать происходящее. Итак, при таком состоянии души тренировки айкидо представляют собой подлинное совершенствование техники. Если же разрешить соревнования, то, разумеется, будет трудно добиться описанного раньше гармоничного состояния души. Вот это и есть третья причина, по которой мы против всяких состязаний. Даже для лиц, достаточно сильных и прекрасно владеющих техникой, участие в подобных матчах вовсе не обязательно пригодится им в дальнейшей жизни. Бывает, что они превращаются в обывателя, который в критический момент теряет голову. Так отмечены случаи, когда во время войны боец, прекрасно владеющий мечом, при неожиданной встрече с противником уподобляется соляному столбу. К счастью, и противник часто в такой ситуации также не может прийти в себя. Большинство из нас, не имеющих специальной тренировки, похожи на этих людей. Невозможно пересчитать все ситуации, где может пригодиться айкидо, Постоянными трудами необходимо постигать правила и приобретать твердые навыки и твердую волю так, чтобы это сопровождало вас всю жизнь. Для рядового человека, которому важна сама победа, боевые искусства стали определенным видом спорта. Айкидо несколько противоречит этой тенденции, и в этой борьбе сохраняются старые принципы. А для тех, кто любит побеждать, нужно выбрать любимый ими вид спорта. Тем же, кто занимается айкидо, нужно проникнуться духом истинной победы, полностью осознать принцип миролюбия и на этой основе заниматься самосовершенствованием. По мере того, как этот принцип будет понимать все больше людей, он станет одним из краеугольных камней в становлении мира во всем мире. |
Интересно: понимаете ли вы истинную цель Айкидо? Ведь это не просто тренировка техники будзюцу. Другой целью Айкидо является создание мира красоты, грации и изящества. Цель - улучшить мир, сделать его миром радости. Как я всегда говорю, Бог дал нам этот мир, и весь мир - это одна семья. У нас есть возможность наслаждаться его красотой и великолепием. Нашей человеческой обязанностью является создание общества, которое будет справедливо относиться к этой красоте и великолепию. Наша цель в будо - не просто защита самих себя. Мы должны принять дар божественной любви, которую несет нам Господь, и заслужить честь обладания этим даром, принося счастье в этот мир. Если мы искренне чтим священную цель будо, мы должны трудиться во имя мира во всем мире. Мы должны бороться за мир без конфликтов и отчаяния. Вот истинная причина наших занятий Айкидо. Айкидо -это путь постижения универсального вселенского принципа. Цель Айкидо -создать разумный и логичный мир. Общество, в котором гармоничное сочетание ума и тела создает мир единства. Мы сами должны принять на себя ответственность за осуществление божественного замысла. Мы не можем придавать исключительную важность только материальному или только духовному миру. В действительности это одно и то же. Новые времена принесли небывалый прогресс физических наук, но наука души и духа осталась далеко позади. Развитие духа - это не только очень важная часть истинной миссии науки. Это ответственность, возложенная на нас самим нашим существованием, которой невозможно избежать. Наше существование происходит от Бога и потому служит его целям. Наш долг - стремиться к пониманию божественного разума и использовать это понимание для практики Айкидо как великой и универсальной науки жизни, которой она и является. Каждый из нас несет в себе частицу божественной цели, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы выполнить ее. Мы не можем позволить себе забыть или игнорировать нашего божественного и истинного родителя. Выполнение божественной цели - это причина, по которой мы живем. Мы никогда не должны забывать понятие "тюсин", нашего центра. Все вещи контролируются стабильностью и качеством их центра -места, в котором рождается их существо. Мы можем назвать это место жизненной силой или каннагара - вселенским потоком божественного сознания. Как бы вы ее ни называли, эта сила идет из нашего хара. Единственный "первородный" грех - это потерять связь с нашим источником и не иметь никакого понятия о великом даре, который дается нам в нашей жизни. Забыть о нашей истинной природе означает начать алчно цепляться за жизнь. Это и есть начало греха. Это - путь всего хаоса, который творится в современном обществе. Наша жизнь, жизнь человеческих существ, благословенна и в других формах жизни. Если вы не признаете этого, то вы усилите беспорядок и хаос в природе. Мы не должны забывать наш долг, долг людей. Этот долг - создать рай, который является истинной формой мира. Если мы искренне понимаем вселенский план и его божественную цель, то у нас больше нет другого выбора, кроме как посвятить себя служению этой прекрасной и священной цели. Это сущность и сердце будо, и это - принципиальная цель Айкидо. Когда мы начинаем понимать, что наша жизнь - это дар божественного сознания безграничной Вселенной, мы начинаем понимать нашу истинную природу. Мы - дети Господа. Мы родились на этой земле, чтобы выполнить великую задачу нашего Создателя. Трудиться ради ее выполнения означает выполнять наше собственное предназначение. В Японии чувство стыда является проявлением чувствительности и потому - добродетелью. Как мы можем не стыдиться, если мы игнорируем нашу божественную природу и нашу истинную цель в жизни? Вот источник всего стыда и позора. Действительное понимание Айкидо приходит только через ежедневное очищение (мисоги) и постоянное стремление к созданию лучшего мира. Существование центра предполагает и существование всего, что его окружает. Если у вас сильный центр, то различие между центром и его периферией исчезает. Внутренний и внешний мир перестают быть разными вещами и становятся частями единого целого. Они выполняют одну функцию и служат одной высокой цели. Безграничная Вселенная и путь Айки - это свет, который говорит о рассвете человеческого сознания. |
Шахматы как разновидность Айкидо Нашла вот любопытные рассуждения на форуме (пользователь dyadya Sasha из Кременчуга)... Тезис: "А если кому-то разможжить голову шахматной доской сверху (шомен учи), значит шахматы - разновидность айкидо?" Подумал я над системой "боевые шахматы" (БШ) и понял, какая это грозная штука. Судите сами. Основной прием - поднятие и опускание шахматной доски на голову соперника . Поднятие символизирует обращение к человеческому разуму, постановка перед человеческой Сущностью какой-либо проблемы. Опускание символизирует принятие решения и готовность следовать этому решению. Голова соперника символизирует проблему, которую мы разрешаем с помощью разума и с полной отдачей. Все это вместе символизирует торжество человечности над животностью, разума над глупостью, Гармонии над Хаосом. Соприкосновение доски с целью может быть в трех направлениях: сверху - вниз, снизу - вверх, по диагонали. Соприкосновение снизу - вверх символизирует интуицию, или действие до постановки проблемы. Как показывает практика, этот прием эффективнее приема сверху - вниз. Существуют и передвижения. Их пять: четыре - по количеству углов у доски (вперед, назад, влево, вправо), и пятое - поворот, или разворот (символизирует изгиб доски при складывании шахмат). В комбинации эти принципы позволяют произвести очень много приемов, за ограниченностью места я не буду их перечислять. Например, шаг в сторону, движение снизу - вверх; шаг в сторону, разворот (это движение называется конь выдвигается в боевую позицию), движение может быть как сверху - вниз, так и снизу - вверх. Последний прием удобен тем, что вы оказываетесь сзади противника, и удар приходится на затылок, что упрощает "принятие решения". Кроме того, в БШ существуют аудиальные отвлекающие и атакующие конструкции. Например, сказав оппоненту: "А не сыграть ли нам в шахматы?" мы отвлекаем его внимание, тем самым облегчается проведение техник, рассмотренных выше. Таким образом мы видим целостную боевую систему, которая позволяет развить человека как физически так и духовно. |