Форма входа

Категории раздела

История айкидо [2]
Мастера Айкидо [5]
Общая информация [30]
Новичкам [8]
Терминология [17]
Интервью с мастером [9]
Новости [18]

Задай вопрос онлайн

200

Друзья сайта

  • Шымкентская Федерация Айкидо
  • Казахстанская Федерация Кендо
  • Айкидо Айкикай ДЗИКИСИНКАЙ г.Новосибирск
  • Казахстанско-французский центр
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Среда, 03.12.2025, 11:31
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Айкидо » Интервью с мастером

    В категории материалов: 9
    Показано материалов: 1-9

    Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
    СУВАРИ  ВАДЗА


    Икеда Хироси

    Интервью с сэнсеем



       

     

    - Сэнсэй, Вы сейчас делаете учебный фильм о сувари вадза (техниках из положения сидя). Вы, конечно, знаете, что у американских студентов есть проблемы с сувари вадза. Это трудно и болезненно, и многим людям не нравится. Почему мы должны заниматься на коленях?
    - Если вы занимаетесь боевыми искусствами, вы должны иметь центр. Практиковать сувари вадза - это значит развивать центр.
    Если вы стоите, очень легко использовать ваши ноги. Но если сидите, вы не можете использовать их. Для того, чтобы двигаться, вы должны использовать ваше тело, движение должно начинаться с него. Таким образом, работа в сувари вадза очень быстро развивает центр.
    - Как Вы сказали, людям в боевых искусствах нужно иметь центр. Но почему в других боевых искусствах, отличных от Айкидо, не занимаются сувари вадза?
    - Дзюдо, каратэ, иайдо, дзюдзюцу - все они имеют техники сувари вадза.
    В традиционном японском каратэ люди выполняли удары из сидячей позиции. Многие техники в иайдо делаются из положения сидя. В основном, всё идёт из центра, и сувари вадза - это самый быстрый путь для его развития.
    Представьте, что вы в Древней Японии. Вы сидите на татами, и кто-то на вас нападает. Вы не можете немедленно встать, вы должны двигаться из сидячей позиции. Таким образом, когда люди тренировались в сувари вадза, это не было чем-то особенным для них. Движение из положения сидя должно было быть настолько же естественным, как и движение из положения стоя. Если бы это было не так, они могли потерять свои жизни.
    Конечно, многое изменилось. Сегодня некоторые современные боевые искусства вообще не практикуют сувари вадза. Но я думаю, что если у вас здоровые колени, вам было бы полезно заниматься сувари вадза, чтобы развивать ваш центр.
    - Когда айкидоки начинают тренироваться в сувари вадза, видите ли Вы большую разницу в их технике стоя?
    - Да. Их техника стоя становится более сбалансированной, более устойчивой.
    - Некоторые инструкторы советуют заниматься сувари вадза каждый день. Вы согласны с этим?
    - Да. Даже если это займёт всего минуту. Нет необходимости делать десять минут в день. Десять минут вряд ли могут показаться длительным периодом времени. Но если вы выполняете нечто физически тяжёлое, например, рандори или сикко, десять минут - это очень, очень много.
    Когда я изучал Айкидо в колледже, занятия были всего по сорок минут. Обычно мы около десяти минут делали разминку и упражнения, и только тридцать минут оставалось на технику. Но эти тридцать минут казались пятью часами! Это было так долго!
    В начале, если ваше тело не подготовлено, выполнять сувари вадза десять минут в день - чрезвычайно трудно. Лучше начинать с одной минуты в день. Сикко вперёд и назад через додзё. Этого достаточно.
    - Что делать людям с больными коленями?
    - Это зависит от их проблем. Если лишь небольшая боль в коленях, они могут сесть и порастягивать их. Но если у человека действительно сильно повреждены колени, возможно, лучше не делать упражнения такого рода.
    - Вы упомянули Ваши университетские тренировки по Айкидо. Какими они были?
    - Университетские тренировки были подобны тренировкам в армии или на флоте.
    В Японии, если вы приходите в университетский клуб, вы не можете просто уйти. Если вы уходите, вы обязаны уйти из университета. Таким образом, университетский клуб Айкидо в Японии не похож на университетские спортивные клубы или клубы боевых искусств в США, совершенно не похож.
    В некотором смысле японская система хороша. Когда люди уставали, мы помогали друг другу. Когда кто-либо, бывало, говорил: "Я не могу продолжать, пожалуйста, я хочу уйти из клуба", - остальные члены клуба объединялись, чтобы вернуть его и помочь ему продолжать занятия. Имея слабый дух, человек мог продолжать заниматься.
    Тренировки не были лёгкими. Например, мы могли очень долго делать сикко. Не вставая, только идти, идти, идти - иногда целый час.
    - Я слышала, что некоторые японские студенты получили серьёзные травмы на занятиях, на которых они должны были делать серию повторяющихся падений.
    - Как я уже сказал, тренировки в университетском клубе были довольно суровые. Несмотря на то, что мне неизвестно, при каких обстоятельствах произошли случаи, о которых Вы упомянули, я действительно знаю, что потенциальная возможность для травм существует.
    В моём клубе сэмпаи иногда вставали в большой круг, и каждый из них бросал нас - правой рукой, левой рукой, правой рукой - по кругу. В этом упражнении мы бросали наши тела, но никто не умер, никто не получил травмы.
    Когда тренируются на пределе,для инструкторов и сэмпаев важно следить за появлением признаков утомления у новичков. Мы должны раздвигать наши пределы и, может быть, терпеть некоторые незначительные травмы, но нам следует также стараться избегать постоянных травм. Очень важно состояние ума. Если тело и дух человека не в порядке, может произойти несчастный случай.
    Помните также, что на татами нельзя стоять и разговаривать вблизи людей, выполняющих броски. Если Вы говорите и кто-то случайно ударит вас ногой в шею, может случиться серьёзная травма. Во время занятий никто не должен разговаривать - только тренироваться, тренироваться и тренироваться. Наши умы должны быть всегда сфокусированы на процесс тренировки.
    - Можете ли Вы сказать, что Ваши тренировки в университетском клубе были полностью физическими?
    - Тренировка ума тоже была важна. Иногда вы должны делать мысленную тренировку: вы должны думать о вашем теле. Если тело напряжено, вы должны заметить это - для того, чтобы расслабиться. Вы должны подумать: "Моё тело напряжено, и я - тот человек, кто держит его таким образом". Это - умственная тренировка, которая предшествует физической.
    В конечном счёте умственное и физическое сходятся вместе. Мы знаем, что О'Сэнсэй часто говорил об этом. В Айкидо тело, дух и ум - вместе. Иногда мы делаем тренировку тела, иногда тренировку ума, иногда тренировку духа. Но в конце концов, мы должны соединить их вместе. Тогда мы сможем стать сильнее.
    Иногда, когда физическая тренировка становится изнурительной, и вы не можете больше продолжать, открывается нечто новое. Представьте, что я - очень быстрый бегун, и что я собираюсь пробежать сто миль. После первых десяти миль я - впереди всех. Но после этого у меня уже нет сил. Поэтому в следующий раз я поступлю по-другому. Я начну бежать очень медленно, распределяя свои силы. Таким образом я смогу продолжить бег.
    В тренировках по Айкидо та же идея. Если вы делаете ошибку, в следующий раз вы поступаете иначе. Вы - ваш собственный учитель! Вот что означает тренировка, и вот почему тренировка никогда не кончается. Если вы совершаете ошибку сегодня, просто не делайте эту же ошибку завтра. Каждый день изменяйтесь чуть-чуть, работайте над собой.
    Конечно, иногда, когда вы учите себя, учитель должен быть строгим - не всегда приятным и мягким. Может быть очень трудно, если кто-то другой "давит" на вас. Поэтому вы должны сделать себя придирчивым учителем. В начале ваших тренировок нет необходимости быть суровым учителем. Но, если вы продолжаете занятия, то должны сделать себя как учителя жёстче.
    - Возвращаясь к теме сувари вадза, какие виды техник могут выполняться из сидячей позиции?
    - Все - те же самые, что и стоя. При работе с оружием вы можете махать мечом, передвигаясь в сикко, или делать тачи дори (отбор меча), или танто дори (отбор ножа), или джо дори (отбор палки).
    - Что Вы посоветуете начинающим?
    - Начинающие могут просто делать сикко вперёд и назад в додзё. Для некоторых достаточно выполнить сикко, пересекая татами поперёк - один раз до занятия и один раз после. Может быть, неделю спустя они будут способны ходить туда и обратно. Возможно, через три или четыре недели их колени будут сильнее, и они смогут пройти туда и обратно дважды.
    Следующий шаг - это повороты. Поворачиваться в сикко очень трудно, потому что легко потерять контроль и равновесие.
    - Что инструктор должен говорить, чтобы заставить людей больше заниматься на коленях?
    - Не думаю, что необходимо заставлять.
    - Итак, если Вы учите сувари вадза и ученик говорит: "Я не могу больше", что Вы отвечаете?
    - "Встань!" Если человек не может работать в сувари вадза, если что-то болит, не заставляйте. Люди не могут делать всё с первого раза. Возможно, три месяца спустя, они смогут это сделать, если продолжат занятия.
    - Как быть тем, у кого появляются судороги, когда они учатся сидеть в сэйдза или работать сувари вадза?
    - Судороги? Просто остановиться и вытянуть ноги. Очень хорошо сидеть в сэйдза дома - может быть, десять минут, пока смотрите телевизор. Когда вы сидите в сэйдза, мышцы ног растягиваются. Каждый день, не только на татами, но и дома - минута за минутой.
    - Люди, чьи колени настолько плохи, что они не могут практиковать сувари вадза - как они могут развить хороший центр?
    - Субури с бокеном.
    Выполнение субури - это другой путь развить сильный центр. Если вы расслаблены и делаете удар мечом, вы двигаете ваше тело, и это помогает развить центр.
    - И ключ для развития хорошего центра это...
    - Ежедневная практика. Один из моих друзей любит играть на гитаре, но у него очень маленькие кисти. Каждый день он растягивал свои пальцы - совсем немного во время ланча. Несколь месяцев спустя он мог взять аккорды, ранее недоступные. Он растягивал, растягивал и растягивал, и затем он смог достичь того, что хотел. Человек тем и интересен. Работая по-немногу каждый день, мы можем изменить наши тела. Мы просто должны тренироваться каждый день, по-немногу, шаг за шагом.
    Интервью с мастером | Просмотров: 814 | Добавил: niktokak | Дата: 01.05.2011 | Комментарии (0)


    Хироши Икеда:
    Развивать своё собственное Айкидо


    Интервью - Стенли Пранин


    Сэнсэй, какой деятельностью Вы занимаетесь в настоящее время?

    Я руковожу Айкидо додзё в Булдере (штат Колорадо). Кроме того, два или три уикэнда в месяц провожу семинары в различных местах США - в Калифорнии, Сиэтле, Монтане и т.д. Езжу в летний лагерь в Сан Рафаэле (Калифорния), спонсируемый Робертом Наду cэнсэем и Франком Дораном cэнсэем, и в летний лагерь округа Колумбия, спонсируемый Мицуги Саотомэ cэнсэем, а также мой собственный летний лагерь в Роки Моунтэйн. Таковы мои три главных вида деятельности в летний период.
    Кроме додзё, я полагаю, Вы также управляете компанией Бу Дзин, осуществляющей поставки товаров для боевых искусств.
    Да, я создал Бу Дзин около четырнадцати лет назад. Мы производим такие предметы, как чехлы для дзё и боккэнов, а также хакама. Я сам проектирую большинство изделий, поэтому это вещи, которые вы не сможете купить в обычных магазинах. Наши хакама такие же, как и изготовленные в Японии, хотя конструкция, возможно, немного более прочная. Они стали весьма популярными из-за своей долговечности.
     
    Есть ли у Вас реальное здание магазина или Вы имеете дело только с заказами по почте?

    У нас только заказы по почте. Мы ведём бизнес по всем Соединённым Штатам, а также в Канаде и Мексике. Получили даже несколько заказов из Европы и других мест, но, в действительности, мы пока не работаем в масштабе торговой компании. Иногда также приходят заказы из Японии.
     
    Профессиональные айкидоки часто занимаются такой практикой на стороне, как вправление костей или обучение полицейских, но руководство компанией, подобной Бу Дзин - довольно необычное дело.

    Интервью с мастером | Просмотров: 854 | Добавил: niktokak | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (0)

    Интервью сэнсэя Мицунари Канаи
    (8 Дан Айкикай)
     
     


    - Сэнсэй, что означает Ваше утверждение о том, что, по Вашему мнению, физические тренировки и философские идеи айкидо не всегда согласуются друг с другом?
     

    - Да, философия, "размышления", к которым люди стремятся, лежат в другом измерении. Их отвлекает идея о том, что "айкидо есть любовь", и они упускают из виду то, что оно является в то же время и боевым искусством? Если изучать только философские аспекты, это случается.

     

    - Что бы Вы посоветовали ученикам, чтобы избежать этой ошибки?
     

    - Нужно нечто, что соединило бы эти два аспекта. Нужны ежедневные тренировки. Тогда возможно объединить практику и философские идеи. Ежедневные тренировки очень важны. Они необходимы, чтобы достичь объединения.

     

    - Значит, если ученик усердно и постоянно тренируется, погружается в физический аспект, философия айкидо со временем становится ему понятна? Если тренироваться искренне, остальное приложится автоматически?
     

    - Философский аспект: философия сама по себе не является частью айкидо. Все хотят ее изучить: Все что-то делают в этой области, но они упускают из виду другой элемент: нечто более существенное.
     

    - Сэнсэй, может быть, благодаря Вашей культурной традиции, среде, в которой Вы воспитывались, Вы осознаете необходимость самоотдачи.Как Вы думаете, а американцы, со своей культурой, способны в полной мере осознать эту необходимость и заниматься с полной самоотдачей?
     

    - Думаю, да. Не знаю, почему американцы приходят в секции айкидо: но почему-то они считают, что "айкидо - это хорошо". Поэтому я думаю, что американцы весьма разумны, даже уникальны. Мне кажется, ученики в секциях айкидо очень умны. Поэтому я возлагаю большие надежды на эту страну.
     

    Интервью с мастером | Просмотров: 605 | Добавил: niktokak | Дата: 28.04.2011 | Комментарии (0)

    Интервью со Стивеном Сигалом
    Таши Гради Поверс


    Мне повезло повстречаться со Стивеном Сигалом в начале 80-х, до того как он стал кинозвездой. Уже в то время его личность была привлекательной. Он говорил мягко, серьезно и глубоко и, вместе с тем, казался по натуре легким и радостным.

    В следующий раз мы встретились в 1996 году после его многих удачных картин, принесших ему статус звезды.

    Недавно мы общались вновь. Как обычно, Стивен не хотел говорить на "скучную тему себя", однако пожелал поразмышлять о некоторых вопросах духовности, стоящих перед западным человеком.

    Будучи в Японии в конце 60-х, он посещал монастыри, изучал буддизм и начал практиковать медитацию Дзен. Он также развивал свои физические навыки через боевые искусства и признан мастером Айкидо.

    В феврале 1997 года, Его Святейшество Пенор Ринпоче признал Сигала, своего ученика, "тулку" - перерождением Открывателя Сокровищ из монастыря Палъюл, Чундрага Дордже. Согласно Ринпоче, титулом "тулку" традиционно называется перерождение буддийского мастера, который из сочувствия к живым существам пообещал приходить в этот мир, чтобы помогать им достичь Просветления.

    Хотя обычно тулку находят в раннем возрасте, иногда это бывает иначе. К примеру, великий мастер Джамъянг Кхьенце Чёкьи Лодрё оставался нераспознанным на протяжении многих лет, будучи монахом монастыря Каток. Когда ему было больше 30 лет и он уже завершил свое монашеское образование, он был распознан и возведен на трон в качестве первого перерождения Джамъянга Кхьенце Чёкьи Вангпо. Он посвятил свою жизнь изучению и практике, и, таким образом, был подготовлен к принятию полной ответственности тулку ко времени своего признания.

    Позднее признание тулку, переродившегося на Западе, особенно вероятно, поскольку необходимо длительное время, чтобы сошлись все условия для такого признания.

    Сигал был признан перерождением мастера 17-го века, который основал небольшой монастырь Гегон Гомпа неподалеку от своей деревни Пхене, что в районе Куце провинции Дэрге в Восточном Тибете. Монастырь существует до сих пор, хотя монахов там нет. Он известен в округе своей прекрасной настенной росписью.


    Как ты начал практиковать тибетский буддизм?

    Когда я был в Японии, сидел в монастырях, изучал буддизм и медицину, там были тибетские ламы, прибывшие на лечение после китайских пыток. Несмотря на то что по-японски я говорил, а по-тибетски - нет, у меня была более близкая связь с тибетскими ламами, чем с японскими учителями, у которых я учился долгое время. Мы начали общаться, когда я их лечил, и я стал получать от них поучения.
     

    И как ты начал практиковать?

    Как и любой другой, - потихоньку.
     

    Можешь рассказать о том, что ты сейчас практикуешь?

    Если людей интересует, что я практикую, я не говорю о каких-либо тайных мантрах, секретных тантрах, или неких таинственных практиках. То, о чем я говорю, - это сочувствие. Это то, что я хочу развивать. Это то, что я хочу узнавать, и то, как я хочу жить. Я люблю говорить о сочувствии, о том факте, что мы все одна семья, и что нам следует жить как одна семья, помогая друг другу.

    Давая поучения по буддизму, многие люди изрекают слова и поучения, которым тысячи лет. Запомнить поучения может любой, но не это делает человека великим учителем. Великий учитель - это тот, кто может передать знания ученику и превратить их в мудрость.

    Мой учитель, Калу Ринпоче, говорил о китайцах как о друзьях тибетцев, поскольку они вынудили тибетский буддизм двинуться на Запад.

    По моему скромному мнению, Калу Ринпоче имел в виду то, что наши враги, на самом деле, бывают нашими лучшими учителями. И, конечно, это один из величайших уроков. Очень немногие могут в одно мгновение обратить яростные атаки толпы врагов и их ужасающие поступки в сочувствие и любящую доброту, извлекая из этого уроки. Определенно, именно к этому я стремлюсь, как и любой Лама, которого я знаю.
     

    Каков твой взгляд на китайскую политику?

    Я стараюсь превращать политические убеждения в духовные поучения. Но я не думаю, что человеческое тело дано для того, чтобы люди лишали других драгоценного человеческого рождения, совершая убийства. Также я не считаю, что это может защитить Дхарму (учение Будды), что, как мне кажется, должен делать каждый, кто следует Пути.

    Если совершаются какие-то негативные действия, мы не должны причинять вред. Нам следует стараться сделать все возможное, чтобы ликвидировать эту ситуацию. Я, к примеру, в первую очередь мирный человек, но я воин, когда необходимо защищать Дхарму. У меня предупреждающий стиль, который не подразумевает ударов, пинков, нападений, или ещё чего-либо агрессивного. Это, скорее, направляет агрессивную энергию, движение и силу атакующего обратно к нему.
     

    Каким ты видишь будущее буддизма на Западе?

    Религия должна способствовать тому, чтобы люди развивались и становились лучше, относились к другим с любовью, облегчали страдания других и делали мир лучше.

    Смотря в будущее, я надеюсь, что у людей будет больше терпимости, мы станем ближе, понимая, что мы все похожи, все взаимосвязанны. Благодаря такой взаимообусловленности создается карма. Для того чтобы понять поучения, необходимо извлекать уроки из всех ситуаций, учиться у наших ближайших друзей и злейших врагов.

    Касательно буддийской Дхармы и фундаментализма, здесь есть то, чем я восторгаюсь. Когда тибетцы принесли поучения из Индии, они сразу же перевели их на тибетский. Я учу по-английски, поскольку общаюсь, главным образом, с людьми, для которых английский является родным языком. Многие из нас изучали буддизм на тибетском и санскрите. Я не думаю, что какое-либо духовное учение должно быть ограничено одним языком.
     

    Слияние квантовой физики и метафизики приводит к заявлениям типа: "Истина не раскрывается, она создается". Что ты думаешь о слиянии науки и духовности?

    Что бы человек ни изучал, если его карма такова, что его занятие приводит его на путь, могущий дать понимание наиболее важных истин, то я счастлив. Квантовая физика может быть опасна для тех, кто считает, что нельзя понять подлинную природу ума. Тогда люди используют только свои интеллектуальные выводы, пренебрегая работой с умом. Другими словами, знание должно превращаться в мудрость.
     

    Что ты думаешь о проблемах общин "Нового Века" (Нью Эйдж)?

    То, что они часто показывают, - не любовь, а изоляционизм и фундаментализм, хорошо прикрытый просветленным сленгом "Нового Века". Столь сильное извращение вызывает у меня чувство хрупкости и неустойчивости Дхармы на Западе.

    Становится всё более очевидно, что ученики, сообщества и даже учителя всё еще имеют изъяны, даже если учения чисты!

    Все люди рождаются с ядами ума, и это приводит к неизбежным проблемам. Выход, который я вижу, - это найти подлинного учителя, принадлежащего к непрерывной линии, который может помочь нам двигаться по пути и очистить наши омрачения (завесы неведения).

    Это наш единственный выход. Поэтому я принимаю прибежище в Будде (просветленном примере), Дхарме (учении) и Сангхе (духовных друзьях), - зная, что это ведет к цели и дает защиту на пути.
     

    Как ты думаешь, что необходимо для преодоления этих недостатков?

    Необходимо большее количество учителей, хорошо говорящих по-английски и имеющих хорошее восточное и западное образование. Поскольку я вырос отчасти на Востоке, изучение тибетского и японского буддизма дало мне понимание старых традиционных методов. Поэтому я твердо убежден, что необходимо защищать и сохранять традиционные поучения. Например, есть некоторые западные "учителя", провозглашающие уменьшение роли учителя и переделывающие или разрушающие традиционный путь. Для меня это как выливание яда в собственный родник с чистой водой. Мне неописуемо помогло присутствие "в двух мирах". Этот мост нам необходим.


    А не являются ли эти мосты коварными?

    Да, я заметил это. Было большое мероприятие с участием около 20000 человек, и один из репортеров сказал мне перед камерой: "Я знаю, что вы были признаны как один из Далай-лам". Это хороший пример того, как естественно появляется запутанность, когда одна культура проникает в другую.
     

    Что намечается в твоей профессиональной жизни? Можешь рассказать что-нибудь о предстоящих проектах?

    Мне предстоит антивоенный фильм под названием "Дом грома", съёмки которого намечаются в бразильском тропическом лесу. Я также завершаю работу над музыкальным компакт-диском.
     

    Голливуд и духовность кажутся очень разными мирами. Как ты совмещаешь буддизм со своей кино-карьерой?

    Как ты совмещаешь суп с салатом?
     

    Если бы ты оказался на необитаемом острове, смог бы ты достичь Просветления?

    Конечно. У всех нас есть Будда-природа внутри.
    Это труднее?

    Да, это труднее и медленнее. Мне повезло, что я в этой жизни получил и засеял семена Просветления. Когда я их осознаю, сейчас или позже, - не столь важно. Важно, чтобы я оставался на пути, и постепенно я к этому приду.

    Интервью с мастером | Просмотров: 1377 | Добавил: niktokak | Дата: 28.04.2011 | Комментарии (0)

    Интервью с сенсеем Масатаке Фудзита
     
    Автор этой стати: Stanley Pranin
    Автор перевода Елена Петрова

     



    Шихан Масатаке Фудзита, шихан Айкикай, 8 дан, родился 21 апреля 1937 года в Синкьо (современный Чаначун) в Манчжурии, в то время оккупированной Японией. В 1948 году переселился в Саппоро (на Хоккайдо). В 1956 году поступил в университет Такусёку. В ноябре того же года начал заниматься в Айкидо Хомбу Додзё. После окончания университета в течение 7 лет работал в организации "Новый стиль жизни атлетическая ассоциация". В 1967 году он стал штатным сотрудником Айкикай. В настоящее время имеет 8 дан Айкикай.
    Насколько нам известно, ваш отец изучал айкидо в Манчжурии под руководством Морихея Уесиба?
     

    Да, но сначала он занимался дзюдо и продолжал практику дзюдо во время своей работы в Манчжурии. В Манчжурии существовало общество, члены которого изучали не только дзюдо, но и кендо, сумо и другие искусства. Мой отец был членом этого общества и знал достаточно много людей, занимающихся другими воинскими искусствами. Когда в Манчжурию был приглашен Морихей Уесиба, благодаря именно этим знакомствам он узнал об айкидо. Он тренировался вместе с такими людьми, как Кендзи Томики (1900-1976), который был тогда профессором университета Кенкоку, и мастером сумо Сабуро Вакута (1903-1989), известным также под именем Тенрю.
     
    Интервью с мастером | Просмотров: 1150 | Добавил: niktokak | Дата: 28.04.2011 | Комментарии (0)

    Интервью с О-Сэнсэем и Киссёмару Уэсиба 1959 г.
     
     

       Источник: Aiki News
     




        Следующее интервью, взятое тремя безымянными репортёрами, опубликовано на японском языке в книге Айкидо, изданной Киссёмару  переведено с японского на английский Стэнли Праниным и Кацуаки Тэрасавой.

       А: Когда я был студентом колледжа, наш профессор философии показал нам портрет знаменитого философа, и теперь я поражён удивительным сходством его с Вами, Сэнсэй.

       О-сэнсэй: Понятно. Возможно, мне и стоит заняться философией вместо тренировок. Ибо моё духовное начало выражено сильнее, чем физическое.

       Б: Говорят, что Айкидо сильно отличается от Каратэ и Дзюдо.

       О-сэнсэй: По моему мнению, айкидо может считаться истинным Будо (воинским искусством). Принимая такой взгляд на Вселенную, Айкидо не может быть ничем иным, кроме как боевым искусством любви. Оно не может быть боевым искусством насилия. По этой причине Айкидо
    можно назвать ещё одним проявлением воли небес.  Другими словами, миссия айкидо более глобальна по своим масштабам.  Поэтому в айкидо Небо и Земля становятся обучающими основами. Настрой айкидзина должен быть мирным и полностью ненасильственным. Это тот дух, который приводит насилие в состояние гармонии. И это я думаю - истинный дух Японских воинских искусств. Земля нам дана, чтобы сотворить небеса на земле, воинственные действия - полностью этому противоречат.

       A: Это весьма отличается от традиционного представления о воинских искусствах.

       Осэнсэй: Действительно, это так. Если мы оглянёмся назад в глубь истории, мы увидим, что военные искусства неправильно эксплуатировались. В течение Периода Сэнгоку (1482-1558 Сэнгоку буквально " враждующие страны ") Даймё использовали военные искусства, как инструмент борьбы, чтобы обслужить их собственные частные интересы и удовлетворять их жадность. Это истинная правда, я могу это утверждать, так как сам учил военным искусствам солдат с целью уничтожения противника на войне, но стал глубоко обеспокоен будущем будо по окончании войны. Эти мысли, привели меня к размышлению об истинном духе айкидо семь лет назад, тогда я пришел к идее, относительно формирования небес на земле. Причина этих размышлений была в том, что, хотя небо и земля (в их физическом понимании) находятся в состоянии совершенного равновесия, но людям (в частности японцам) кажется, что все требует
    их мешательства. Прежде всего, мы должны изменить это представление. Реализация этой миссии - путь к пониманию корней гуманности. Когда я обрёл эту истину, то пришел к выводу, что настоящее состояние айкидо - это любовь и гармония. Таким образом "бу"  в айкидо - это выражение любви. Я создал айкидо, на благо моей траны. Таким образом, дух айкидо -  это любовь и гармония. Айкидо было рождено в соответствии с принципами и законами вселенной. Поэтому, это - будо абсолютной победы.

     
    Интервью с мастером | Просмотров: 699 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Из журнала "Fighting Arts International" (№ 70).
    Интервьюер - Артур Локйиар.


    - Сэнсэй расскажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению Айкидо?

    Я с самого детства очень любил Боевые Искусства и еще в раннем возрасте решил серьезно заняться по крайней мере одним из них. Я начал с Дзюдо, которое изучал в течение 4х лет. Затем я перешел в Карате.

    - Насколько мне известно, вы занимались в центральном Додзе Сетокан: какое там было обучение?

    О, мне там очень нравилось, занятия проводились в очень строгом и суровом духе. Главным Инструктором был Накаяма Сэнсэй, но я несколько раз видел Мастера, Фунакоси Гичина. Я вступил в Японскую Ассоциацию Карате примерно за год до смерти Мастера Фунакоси. Я помню, что его уход из жизни был отмечен большой официальной церемонией.

    - Занимался ли с вами в то время кто-либо из нынешних мастеров Сетокан?

    Да: Нисияма Сэнсэй, Оказаки Сэнсэй и Каназава Сэнсэй. У Каназавы Сэнсэя тогда был 1 Кю, или 1 Дан, не помню точно. Асано Сэнсэй и Касэ Сэнсэй тогда имели 3 Кю.

    - А как получилось, что вы перешли в Айкидо?

    Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я участвовал в соревновании, и мне выпал поединок со старшим учеником из моего Додзе, у которого, кажется, был второй Дан. Я победил его, а после соревнований он подошел ко мне и сказал: "Ты победил меня в Дзюдо, но у меня еще осталось Кендо." И он бросил мне вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне боккен, а сам взял синай. И тут вдруг оказалось, что я не могу до него даже дотронуться... ни раза! Он одержал убедительную победу, а я вышел из поединка черно-синим от кровоподтеков. Вот этот случай и привел меня к глубоким размышлениям о значении Будо. Я хотел владеть Боевым Искусством, которое было бы эффективным в любой ситуации, независимо от того, вооружен противник, или нет. В конце концов я решил стать учеником Мастера Уэсибы - Основателя Айкидо.
    Я отправился прямо в Хомбу Додзе, но у меня не было рекомендательного письма, наличие которого было в то время обязательным требованием. Я прибыл в Хомбу и попросил аудиенции с О Сэнсэем (Мастером Уэсиба). Мне сказали, что его нет на месте, и, что я должен уйти. Но я был настолько полон решимости стать учеником О Сэнсэя, что решил ждать его возвращения. Поэтому я сел в саду Додзе и стал ждать. В конце третьего дня вернулся О Сэнсэй, и ему сказали, что какой-то сумасшедший мальчишка хотел его увидеть и ждет на улице. О Сэнсэй сказал, чтобы меня впустили. Меня подвели к порогу его комнаты и велели подождать. Когда открылась дверь я увидел Мастера Уэсибу. Наши глаза впервые встретились: это мгновение я никогда не забуду! Я не знал, что мне следует делать, поэтому поклонился так глубоко как только мог. О Сэнсэй сказал мне: "Занятия боевыми искусствами очень трудны, выдержишь ли ты?" Я просто сказал: "Да, Сэнсэй." Вот так меня и принял в учи-деши Мастер Уэсиба.

    - Вы сразу же приступили к занятиям?


    Интервью с мастером | Просмотров: 625 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Моритэру Уэсиба
     Айкидо мы изучаем с любовью
    Интервью


    Особая благодарность внештатному сотруднику Хомбу Додзё г-ну Хироси Оно, без чьего любезного содействия материал не мог бы быть подготовлен.
     

    Существует мнение, что методика преподавания Основателя изменялась с течением времени. Каковы были эти изменения? Какая часть учения оставалась неизменной в течение всей его жизни? Если были изменения, то какие именно? Менялась ли методика в течение недели, месяца?
     

    Не могу сказать точно, поскольку сам я этого не видел, но, безусловно, техника Основателя менялась с течением времени. Об этих изменениях лучше меня знают старые ученики. Я же непосредственно наблюдал технику Основателя только в последние годы его жизни. Думаю, что неизменной основой его учения был дух Айкидо, или, другими словами, идея любви и защиты всего живого на Земле. Именно это Основатель неизменно стремился передать своим ученикам в ходе тренировок.

    По существу, процесс обучения происходил так: Основатель демонстрировал технику, следуя своему настроению в каждый конкретный момент, а его ученики всеми силами старались воспринять эту технику, погрузиться в нее душой и телом.



    Как изменилась техника при Дошу Кисшомару Уэшиба?
     

    Дошу Кисшомару посвятил всю свою жизнь развитию и массовому распространению Айкидо. В связи с этим и его стиль преподавания отличался от стиля Основателя. Он стремился сделать Айкидо понятным и доступным для рядового ученика; с этой целью он дал названия приемам, которые демонстрировал Основатель, упорядочил и систематизировал их. В настоящее время в многочисленных залах Айкидо, во главе с Хомбу Додзё, есть тренировки для начинающих, учеников среднего и старшего уровня, специализированные занятия для детей и для женщин, что позволяет рационально использовать силы инструкторов и облегчить процесс обучения. Эту систему также создал Дошу Кисшомару.
     

    Расскажите, пожалуйста, о том, какие отношения сложились на сегодняшний день между Айкикай и дайто-рю?
     

    Айкикай поддерживает одинаково дружеские отношения на равных со всеми школами и течениями боевых искусств и не имеет каких-либо особых отношений или связей с дайто-рю.
     

    Существует мнение, что способ обучения путем разбиения движений Айкидо на отдельные элементы является результатом влияния Запада, что Основатель не преподавал таким образом, и что подобные аналитические способы обучения не свойствены восточной традиции. Согласны ли Вы с таким мнением?
     

    В боевых и художественных искусствах Японии, в том числе и в Айкидо, существует традиционная тенденция избегать аналитического метода преподавания. В основе этого лежит представление о том, что суть и тонкости техники нельзя передать словами, их можно усвоить, только непосредственно обучаясь у учителей и старших учеников, наблюдая исполнение техники собственными глазами. Однако, если, как сейчас, множество людей различного возраста, физической силы и спортивных способностей вместе занимаются Айкидо в одном зале, у инструктора нет возможности индивидуально заниматься с каждым. Кроме того, некоторым ученикам недостаточно видеть движения инструктора, чтобы понять технику и успеть за ритмом тренировки. Поэтому существует и аналитический способ проведения тренировки, при котором мы стараемся разбить отдельный прием от начала до конца на несколько частей, выделить и доступно разъяснить важнейшие моменты каждого отдельного движения. Это делается для того, чтобы множество разных людей одновременно могли полноценно участвовать в тренировке.
     

    Как Вы думаете, насколько важно и необходимо обучение и регулярная практика техники работы с оружием, например с боккэном, дзё, бо?
     

    Мы редко занимаемся техникой работы с оружием на регулярных тренировках в Хомбу Додзё. Дело в том, что мы считаем одним из основных принципов Айкидо работу без оружия (тосю). Из этого не следует, что мы считаем занятия с боккэном, дзё, бо или танто бессмысленными или ненужными. Главное, чтобы движения Айкидо при действиях тосю сохранялись и при работе с оружием, так что тренировки с мечом (кэн) превращались бы в айки-кэн, а с дзё - в айки-дзё. В этом смысле я считаю, что полезно сосредоточиться на работе с оружием как на одном из элементов тренировочного процесса Айкидо.
     

    Были ли при жизни Основателя выделены специальные тренировки для старших учеников?
     

    Нет. Основатель никогда не делил учеников на начинающих и старших. Отдельные занятия для начинающих и для старших учеников ввел второй Дошу, Кисшомару Уэшиба. Такое деление установлено начиная с 1970 года, и сегодня в Хомбу Додзё существуют занятия для начинающих, для старших учеников (вообще-то их называют "общей группой"), а также отдельные занятия для детей, для женщин, индивидуальные тренировки. Различные занятия проводятся таким образом, чтобы они отвечали потребностям учеников, как, например, в Академии Айкидо **.
     

    Почему сегодня не проводятся специальные тренировки для сэнсэев уровня 6-8 Дана? (Вероятно, единственная возможность для этого предоставляется на Конгрессах МФА?)
     

    В Айкидо нет специальной техники для шестых или седьмых Данов, не бывает так, чтобы мастера уровня седьмого Дана не знали техники или секретов мастерства уровня восьмого Дана. Поэтому нет необходимости проводить специальные тренировки для мастеров высокой квалификации. Если бы и проводились какие-то курсы повышения квалификации, они были бы открыты для всех желающих.
     

    Интервью с мастером | Просмотров: 1103 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Сэнсэй, Вы начали изучать Айкидо ещё ребенком во Франции?



    Да. Мне было одиннадцать лет, и я уже занимался дзюдо. В то время ещё не было детских секций дзюдо, поэтому заниматься было очень трудно. После наших занятий по дзюдо приходило три или четыре человека, которые изучали Айкидо. Я слышал, что в Айкидо не нужно быть сильным, и что даже маленькие дети смогут бросить очень сильного человека. Поэтому однажды я попросился в их группу. Мне разрешили попробовать. Они были даже немного довольны, поскольку к ним присоединился новый человек.

    Моим первым учителем был Тавернье сэнсэй. После двух или трех месяцев, по-моему это был 1964 год, в Париж приехал Наказоно сэнсэй, и я начал заниматься у него. В то время он обучал Айкидо, - совсем немного времени он уделял котодама (воспитание духа), но преимущественно он давал Айкидо.



    Позвольте уточнить один момент. В то время Наказоно сэнсэй был в Париже, а Тамура сэнсэй в Марселе?



    Первым в Марсель приехал Абэ сэнсэй. Когда Наказоно сэнсэй приехал туда же, Абэ сэнсэй оставил свое додзё ему, а сам вернулся обратно в Японию. Когда Тамура сэнсэй приехал из Японии, Наказоно сэнсэй в свою очередь передал додзё ему, а сам переехал в Париж. Наказоно сэнсэй, Норо сэнсэй и Тамура сэнсэй были тогда одновременно во Франции.
     

    От других, кто занимался у Наказоно сэнсэя, я слышала, что он был очень строгим. Ваше мнение о нем такое же?
     

    В то время для меня Наказоно сэнсэй был очень и очень важным мастером. Я не помню случая, чтобы он был действительно строг. Я только помню, что он был очень харизматичным. Наказоно сэнсэй изучал много различных боевых искусств, включая дзюдо и каратэ. Не думаю, чтобы он изучал Айкидо очень уж долгое время, но кажется, что его О-Сэнсэй послал, будучи уверенным в его способности руководить людьми. Наказоно сэнсэй был очень хорошим послом для Айкидо.
     

    Учение Наказоно сэнсэя было наполовину Айкидо, а наполовину затрагивало духовные аспекты. Но когда вы решаете изучать Айкидо, вы выбираете физическую активность, а не рисование или медитацию. В первом случае вы должны взбить свое тело, как тесто, для того, чтобы почувствовать искусство. Если вам 16 или 17 лет, то вам недостаточно слышать, что Айкидо - это любовь, - для вас это ничего не означает. Вот почему я поехал в Японию.
     

    А много ли людей в то время занималось Айкидо?
     

    Да. Тогда много людей занималось, но группы очень различались. Около 800 человек занимались в группах Айкикай, которые входили в Ассоциацию под руководством Наказоно и Тамура сэнсэя. Это была Association Culturelle Francaise d`Aikido (ACFA). В нее входило 2 или 3 тысячи человек из Федерации групп дзюдо под руководством Мочизуки сэнсэя. Когда я был в Японии, около 1975 года, все группы Айкидо объединились. Группа Айкикай "поглотила" все другие группы и стала называться Национальным союзом Айкидо (UNA).
     

    И сейчас во Франции сохранилась эта организация?
     

    Нет, UNA в, конечном счете, опять разделилась, и сейчас она не существует. В 1981 году появилось мнение, что айкидоисты должны выйти из Федерации дзюдо, членство в которой было очень комфортным, потому что мы могли иметь и додзё, и татами, и деньги, и вообще всё, что угодно. Но небольшая группа, возглавляемая Тамурой сэнсэем, хотела большей власти. Некоторые люди думали, что для Айкидо будет лучше отделиться, лучше, если бы была создана Федерация Айкидо. Тамура сэнсэй спросил: "Если я выйду из Федерации дзюдо, то вы последуете за мной?" Сначала почти все ответили "да". Тем не менее, стало ясно, даже ещё перед выходом из Федерации Дзюдо, что уже было решено, кто будет президентом, секретарем и т.д. в новой федерации. Половина людей отказалась покинуть Федерацию дзюдо именно потому, что новая федерация уже имела предопределенную структуру. Таким образом возникло две федерации: Federation Francaise Libre d`Aikido (FFLA) и Французская Федерация Айкидо, Айкибудо и Аналогов (FFAAA).
    Интервью с мастером | Просмотров: 707 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)