|
Из журнала "Fighting Arts
International" (№ 70).
Интервьюер - Артур Локйиар.
- Сэнсэй расскажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению Айкидо?
Я с самого детства очень любил Боевые Искусства и еще в раннем возрасте
решил серьезно заняться по крайней мере одним из них. Я начал с Дзюдо, которое
изучал в течение 4х лет. Затем я перешел в Карате.
- Насколько мне известно, вы занимались в центральном Додзе Сетокан: какое
там было обучение?
О, мне там очень нравилось, занятия проводились в очень строгом и суровом
духе. Главным Инструктором был Накаяма Сэнсэй, но я несколько раз видел
Мастера, Фунакоси Гичина. Я вступил в Японскую Ассоциацию Карате примерно за
год до смерти Мастера Фунакоси. Я помню, что его уход из жизни был отмечен
большой официальной церемонией.
- Занимался ли с вами в то время кто-либо из нынешних мастеров Сетокан?
Да: Нисияма Сэнсэй, Оказаки Сэнсэй и Каназава Сэнсэй. У Каназавы Сэнсэя
тогда был 1 Кю, или 1 Дан, не помню точно. Асано Сэнсэй и Касэ Сэнсэй тогда
имели 3 Кю.
- А как получилось, что вы перешли в Айкидо?
Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я участвовал в соревновании, и мне выпал
поединок со старшим учеником из моего Додзе, у которого, кажется, был второй
Дан. Я победил его, а после соревнований он подошел ко мне и сказал: "Ты
победил меня в Дзюдо, но у меня еще осталось Кендо." И он бросил мне
вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне боккен, а сам взял синай. И тут вдруг оказалось,
что я не могу до него даже дотронуться... ни раза! Он одержал убедительную
победу, а я вышел из поединка черно-синим от кровоподтеков. Вот этот случай и
привел меня к глубоким размышлениям о значении Будо. Я хотел владеть Боевым
Искусством, которое было бы эффективным в любой ситуации, независимо от того,
вооружен противник, или нет. В конце концов я решил стать учеником Мастера
Уэсибы - Основателя Айкидо.
Я отправился прямо в Хомбу Додзе, но у меня не было рекомендательного письма,
наличие которого было в то время обязательным требованием. Я прибыл в Хомбу и
попросил аудиенции с О Сэнсэем (Мастером Уэсиба). Мне сказали, что его нет на
месте, и, что я должен уйти. Но я был настолько полон решимости стать учеником
О Сэнсэя, что решил ждать его возвращения. Поэтому я сел в саду Додзе и стал
ждать. В конце третьего дня вернулся О Сэнсэй, и ему сказали, что какой-то
сумасшедший мальчишка хотел его увидеть и ждет на улице. О Сэнсэй сказал, чтобы
меня впустили. Меня подвели к порогу его комнаты и велели подождать. Когда
открылась дверь я увидел Мастера Уэсибу. Наши глаза впервые встретились: это
мгновение я никогда не забуду! Я не знал, что мне следует делать, поэтому
поклонился так глубоко как только мог. О Сэнсэй сказал мне: "Занятия
боевыми искусствами очень трудны, выдержишь ли ты?" Я просто сказал:
"Да, Сэнсэй." Вот так меня и принял в учи-деши Мастер Уэсиба.
- Вы сразу же приступили к занятиям?
Нет, тренироваться сразу мне не разрешили. Я должен был убирать Додзе и все
остальные комнаты в Хомбу, мыть посуду, ходить за покупками, заниматься многими
другими повседневными делами и присматривать за семьей Мастера. Кроме того, я
должен был работать в поле. В конце концов, мне разрешили наблюдать за
занятиями, а спустя некоторое время и участвовать в них. Вначале мне никто
ничего не объяснял, и я был вынужден соображать сам. К счастью, я уже мог
делать укеми (страховку), поэтому со мной все было в порядке. Я решил стараться
изо всех сил, чтобы быть хорошим учи-деши для О Сэнсэя и научиться у него как можно
большему. Это было лучшее время моей жизни! Я помню, что у О Сэнсэя был очень
впечатляющий внешний вид.., и рядом с ним всегда была совершенно особая
атмосфера. Его осанка, манера поведения - как он сидел, ходил, двигался - все
было прекрасным. И я никогда не видел "брешей" у О Сэнсэя... никогда.
Его глаза были практически золотого цвета, а не черного как у большинства
японцев.
- Должно быть период вашего ученичества был очень суровым...
Да, это была постоянная борьба. Каждый день мы вставали очень рано, чтобы
работать и заниматься, и очень часто я не ложился до глубокой ночи, ожидая пока
со своей работы в офисе не вернется Вака Сэнсэй (сын О Сэнсэя, Киссомару). Моя
жизнь была настолько напряженной и насыщенной, что я часто был близок к
нервному срыву. Я видел странные вещи: каждую ночь ко мне приходило привидение.
Я не знаю было ли оно мужского или женского пола. Тогда я не понимал насколько
я был близок к тому, чтобы сломаться, но сейчас, конечно, это очевидно. Так
вот, оно приходило ко мне каждую ночь до того как я успевал заснуть, и это было
действительно очень страшно. Я мог чувствовать его присутствие. Затем на меня
как будто наваливалось громадное давление и я не мог даже шелохнуться. Потом я
решил эту проблему. Я стал брать в постель свой боккен и как только я
чувствовал присутствие призрака, я крепко сжимал свой боккен... и страх
исчезал. Я думаю это был результат крайнего изнурения...
- Много лет назад вы рассказывали мне о вашей первой встрече с Тамура
Сэнсэем, не могли бы вы повторить этот рассказ для читателей?
Однажды, после занятия несколько учеников боролись на татами по правилам
рандори в Дзюдо. Я стоял в коридоре, наблюдая за ними, и один из них пригласил
меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен насколько слабы они оказались
и несколько раз подряд бросил обладателя 3го дана Дзюдо и Айкидо. Тогда мастер,
Тамура Сэнсэй позвал меня и пригласил попрактиковаться с ним. Затем бам!,
Тамура Сэнсэй сильно ударил меня в живот. Меня это многому научило - постоянной
готовности, дистанции и осанке. Я думаю, что Тамура Сэнсэй один из лучших
учеников О Сэнсэя. В прошлом я очень многое у него перенял.
- Может вы хотели бы рассказать еще о ком-нибудь... может о Сайто
Сэнсэе?
Да, он великий Мастер. Во время каждого его приезда в США я приглашаю его
преподавать в моем Додзе. Сайто Сэнсэй был особый ученик О Сэнсэя. Он остался с
ним после войны, чтобы за ним ухаживать и заниматься фермой Ивама Додзе. Я
видел какую ответственность он нес на себе, и могу сказать, что никто бы не
справился с этим лучше Сайто Сэнсэя. Я очень благодарен ему за его работу.
- А что вы можете сказать о Дошу... наследнике О Сэнсэя?
Киссомару Уэсиба Сэнсэй нес основную ответственность за мое обучение. К тому
времени О Сэнсэй уже жил на горных склонах в Ивама и только изредка приезжал в
Хомбу Додзе. Рост и развитие современного Айкидо после войны прямое следствие
тяжелой работы Дошу. У него очень красивое Айкидо.
- А как насчет Мастера Коичи Тохея, из Общества Ки?
Да, Тохэй Сэнсэй очень хорош. Он маленький, но очень могучий. Я однажды
видел как он принял вызов борца.
- Борца сумо или западного стиля?
Западных борцов. Это были два брата-немца, кажется из Аргентины, и просто
гигантских размеров! Они должны были пригнуться, чтобы не удариться головой,
проходя через порог Хомбу. Это был единственный раз, когда О Сэнсэй принял
вызов, брошенный Хомбу. Эти люди путешествовали по миру с группой
телеоператоров и бросали вызов различным мастерам Боевых Искусств. Они были в
Кодокане (центре Дзюдо), но дзюдоисты не смогли с ними справиться. Тогда они
бросили вызов Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и провел внутрь.
Там уже сидели О Сэнсэй, Киссомару Сэнсэй и Тохэй Сэнсэй, который тогда был
Главным Инструктором Объединения Айкидо. О Сэнсэй велел Тохэю быть первым,
потому что тот был так силен. Борец принял низкую стойку, держа перед собой
руки и долгое время кружил вокруг Тохэя Сэнсэя. Тохэй Сэнсэй был очень
расслаблен, следовал за движением противника и в результате запер того в угол.
Как только борец двинулся, Тохэй прыгнул на него, провел бросок и стукнул
головой о пол. Затем Тохэй Сэнсэй пригвоздил его к полу тегатаной (рука-меч),
которая, как вы, наверное, знаете, очень сильна. Этот парень не мог даже
двинуться, а его брат не захотел биться с Тохэем, и на этом все закончилось.
Как оказалось, дзюдоисты Кодокана надоумили их не пытаться сразу схватить
Мастера Айкидо. Поэтому он и ходил кругами вокруг Тохэя Сэнсэя так долго.
- Поскольку мы заговорили о поединках, не могли бы вы рассказать о вашей
конфронтации с Мистером Вангом, мастером Тай Цзы из Китая?
А откуда вы об этом знаете? Наверное, от мистера Кутье? Если можно я не
буду говорить... (Смеется). Ну, ладно. Я присутствовал на большой
демонстрации Боевых Искусств в Токио в начале 60х годов, и Мр. Ванг показывал
Тай Цзы Цюань. Он был родом из Тайваня и очень крупного телосложения. Позже он
стал довольно известен в Японии. В конце своего выступления он выстроил перед
собой нескольких каратек, каждый из которых ударил его в живот. На него это
никак не подействовало. Но на меня это не произвело впечатления. Я бы сделал
что-то в этом роде (обозначает удар ногой в пах и удар кулаком в лицо).
Два моих частных ученика также занимались Тай Цзы у Мр. Ванга и были под
большим впечатлением от него. Они пригласили меня прийти и встретиться с ним. Я
согласился и пошел посмотреть занятие. В Додзе мои студенты представили нас
друг другу, и он вежливо попросил меня показать немного Айкидо. Хотя его слова
звучали тепло это был вызов! Мы встали друг против друга и мастер Ванг принял
позицию похожую на стойку в Сумо, вытянув перед собой руки. Я стоял и ждал
бреши в его обороне. Это длилось несколько минут, затем он двинулся вперед,
чтобы толкнуть меня. Я встретил его, ушел используя тай сабаки, и захватил его
запястье в Коте Гаеши... раздался громкий хруст. Хотя я сильно провел Котэ
Гаеши и травмировал его, он не упал. Мастер Ванг отдернул свое запястье и
немедленно атаковал. На это раз он толкнул меня обоими руками в живот и
перебросил меня через довольно большое расстояние в противоположный конец зала.
Я приземлился, но не упал. Это был удивительный бросок. Потом наши ученики
встали между нами и на этом все закончилось.
- А как получилось, что вас послали в Англию?
В 1964 году, когда в Токио проводились Олимпийские Игры, знаменитый мастер
Дзюдо Кенширо Абе Сэнсэй пришел в Хомбу засвидетельствовать почтение О Сэнсэю.
Он попросил О Сэнсэя послать молодого и энергичного инструктора в Англию, чтобы
развивать Айкидо при Британском Совете Дзюдо. Вообще-то, я должен был ехать в
Нью Йорк помогать Ямада Сэнсэю, но О Сэнсэй решил послать меня в Англию.
- Сэнсэй, насколько мне известно, во время вашего путешествия произошел
небольшой инцидент?
Да. Когда корабль пересекал экватор, на корабле была вечеринка и меня
попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на корабле не
было никого с опытом занятий Айкидо, чтобы быть моим партнером. Один из членов
экипажа корабля вызвался помочь мне, но прямо во время демонстрации напал на
меня с ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы делали прямую атаку с
использованием танто. Но этот парень, находясь в низкой стойке, обходил меня по
кругу и перебрасывал нож из руки в руку. Мне было не легко, потому что когда он
наконец напал, я не знал в какой руке он держал оружие. Когда он напал я сделал
гедан барай (нижний блок в наружном направлении) двумя руками и отразил атаку.
Однако кончик ножа проткнул мой оби (пояс) и чуть задел кожу. После гедан барай
я провел контратаку и сломал ему руку.
- Каким приемом?
Кажется, катекатаме.
- Блокирующие техники вроде гедан барай необычны для Айкидо. Обычно для
отражения атаки используется тегатана.
Да, но я думаю, что при необходимости надо уметь провести сильный блок.
- Вы помните вашу последнюю встречу с О Сэнсэем перед отъездом в Англию?
Я с братом поехал на такси в Хомбу Додзе прежде чем сесть на корабль. Мы
потеряли очень много времени из-за ужасного дорожного движения в Токио, и я
сильно опоздав прибыл в Хомбу. Это было очень плохо, потому что учи-деши должны
быть всегда готовы принять и встретить своего учителя. Тем не менее, когда я
прибыл О Сэнсэй ждал меня и сказал, как он рад, что я пришел попрощаться.
Учитель налил мне чай, сказал, что я хорошо заботился о нем все эти годы и
пожелал мне удачи. Он также сказал, что я не должен беспокоиться о нем, ведь он
доживет до 126 лет.
- О Сэнсэй сказал это в шутку?
Нет, он был очень серьезен. Но он этим образом дал мне дзэнский коан,
который я понимаю только сейчас.
- Сэнсэй, в 1976 году вы вернулись в Японию. Кстати, я был последний
ученик, которого вы аттестовали на первый дан перед отъездом...
Да, вот поэтому то я и поехал домой (Смеется).
- Как обстояли дела в Хомбу к вашему приезду?
Ну, уровень Айкидо был, конечно, отличным, однако вообще в Японии изменилось
слишком многое, что мне не понравилось. В Хомбу Додзе мне поручили работу
Международного Секретаря, которая была мне не по душе. Весь день приходилось
заниматься бумажной работой, а для занятий времени не было, что для меня было
совсем плохо. Я ведь не клерк. Поэтому я уехал из Токио и переехал в деревню.
Некоторое время я занимался сельским хозяйством и практиковал дзадзэн. Позже я
получил приглашение переехать в Сан Диего от Федерации Айкидо Соединенных
Штатов.
- Можно попросить вас рассказать о ваших занятиях Иайдо?
Я очень люблю Иайдо. Мне очень нравится работать с катаной, и я чувствую
свою близость с мечом. Я практикую Мусо Синден Рю, которое было основано
Накаяма Хакудо Сэнсэем в начале этого века. У О Сэнсэя всегда были очень
хорошие отношения с Хакудо. Его студенты занимались в Кобукане.
- Так ведь называлось Хомбу Додзе...
Да, верно. То есть, существовал хороший обмен студентами. Вообще то, старший
ученик Хакудо Сэнсэя был женат на дочери О Сэнсэя. Одно время он был чемпионом
Японии по Кендо.
Мне очень нравится постоянная концентрация в занятиях Иайдо, это почти Дзэн в
движении. Это, конечно, очень способствует развитию заншина. В моем Додзе я
всегда объединяю Дзадзэн и Иай. К примеру, 20 минут медитации сидя, а затем 10
минут Иайдо, а потом опять Дзадзэн.
- Мне рассказывали, что у вас в Додзе во время Дзадзэн играет музыка...
это правда?
Ну, не всегда. Мой учитель Дзэн иногда ставил Баха или Бетховена, и мы
медитировали. Это очень приятно. Так можно довольно глубоко уйти в медитацию,
но, конечно, в зависимости от типа музыки: я, например, не думаю, что джаз для
этого подойдет. Мое Додзе находится на главной улице Сан Диего, поэтому музыка
еще и помогает приглушить городской шум.
- За последние двадцать лет я имел удовольствие заниматься под
руководством нескольких личных учеников О Сэнсэя - у вас, у Секия Сэнсэя,
Тамура Сэнсэя, Канай Сэнсэя... и вы все так непохожи друг на друга...
Да... Я думаю это потому, что Айкидо гораздо шире чем другие Боевые
Искусства. Айкидо позволяет всем заниматься вместе. И то, что происходит
непосредственно на татами только часть этого искусства.
- А может быть, что каждый из вас по отдельности отражает какую-то грань
Айкидо О Сэнсэя?
Да, я думаю так оно и есть.
- Некоторые люди говорят, что О Сэнсэй был очень мягким и добрым
человеком, однако другие прежде всего вспоминают его суровость и прямоту. А как
было на самом деле?
Я думаю, что для него было естественно относиться очень мягко и мирно к
обычными ученикам, но со своими учи-деши он был резок и временами очень суров.
- Почему вы в Айкидо придаете большое внимание работе с оружием?
Айкидо основано на традиционном японском фехтовании на мечах. Поэтому
айкидока двигается как фехтовальщик, но только без меча. Кроме того, оружие
очень важно для замены агрессивных форм практики, таких как рандори в Дзюдо и
дзю кумите (свободный спарринг) в Карате. Оно помогает развить Воинский Дух и
многие другие аспекты, такие как временное чувство, чувство дистанции, баланс и
т.д. Также мы можем уловить прямую связь с базовой техникой через субури, вывод
киай, работу бедер и т.д.
- Если вы не против, я бы хотел задать вопрос по истории Айкидо:
основатель Дзюдо, Др. Дзигоро Кано, однажды пригласил О Сэнсэя преподавать в
Кодокане, принял ли он приглашение?
В то время Кано Сэнсэй пытался консолидировать традиционные японские Боевые
Искусства, чтобы их было легче сохранить. Поэтому он попросил О Сэнсэя
преподавать в Кодокане. Но О Сэнсэй отказался: он считал, что Айкидо и Дзюдо
настолько отличны друг от друга, что не должны преподаваться вместе. Тогда Др.
Кано послал троих своих старших учеников учиться у О Сэнсэя - Мастера Мочизуки,
Мастера Мурашиге и еще одного, имени которого я не помню. Они занимались у О
Сэнсэя, но периодически возвращались в Кодокан, чтобы встретиться с Др. Кано.
- Может быть третьим мастером был Томики Сэнсэй?
Нет. Томики Сэнсэй пришел позже. Он объединил Айкидо и Дзюдо: на средней
дистанции он использовал Айкидо, а в близкой маай - Дзюдо. Я не совсем согласен
с такой идеей, но Томики Сэнсэй был очень хороший мастер ... и настоящий
джентльмен.
- Я где-то читал, что в Японии до сих пор живет двоюродный брат О
Сэнсэя, тоже мастер Будо!
Да, это Мастер Хоген Иноуэ (Hogen Inoue). Его внешнее сходство с О Сэнсэем
просто поразительно. Он, конечно, сейчас в очень преклонном возрасте, но в свое
время его Айкидо уступало только О Сэнсэю. Сейчас он называет свою форму Будо
"Тайуа Шиндо" (Taiwa Shindo).
- Были ли еще случаи, когда вам приходилось использовать свои боевые
навыки вне Додзе?
Ну... однажды в Японии на меня напал вооруженный ножом бандит. Он хотел
ударить меня в живот, но я сблокировал гэдан барай, а затем сломал ему руку,
применив ката катамаэ.
Кроме того, я однажды был в Париже с Норо Сэнсэем, и мы вдвоем пошли в ночной
клуб. Я взял себе выпить и сидел в одном зале, а Норо Сэнсэй был в другом зале
и, кажется, играл в карты, или что-то в это роде. Внезапно из зала, где был
Норо раздался ужасный шум, и я пошел посмотреть что там происходит. Оказалось,
что началась драка. На полу лежал пожилой джентльмен, а какой-то молодой
человек бил его ногами. Это было ужасно - на полу было много крови. Я думаю, он
бы убил старика, поэтому Норо Сэнсэй сказал мне "Ну-ка, Чиба, разберись с
ним". Сам он не хотел вмешиваться (Смеется). Я схватил этого человека,
остановил его атаку и спросил, что по его мнению он делает. Он ответил мне на
французском, так что мы друг друга не поняли, и я вытащил его из комнаты... как
вдруг что-то случилось. Мое тело отреагировало само собой, и я бросил его
приемом о сото гари из Дзюдо.
Он очень сильно ударился о пол, и я услышал звон железа. Только тогда я понял,
что он вытащил нож. У меня было сильное чувство постоянной готовности, и я
отреагировал на такую ситуацию подсознательно. Этот парень был гангстером из
Пигаля, и поэтому никто его не остановил. Очевидно он был хорошо известен... но
не мне! Да, мне было и без разницы кто он такой.
- Что нибудь еще, Сэнсэй?
Когда я вернулся в Японию из Англии в 1978 году, какой-то человек бросил нам
вызов. Но Хомбу Додзе отказало, несмотря на его настойчивость.
- Он бы Каратека?
Дело в том, что никто не знал чем он занимался. Но, как я сказал, он был
очень упорен и каждые несколько недель возвращался и снова бросал нам вызов.
Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы его не можем принять. Я думаю,
что у этого человека было не все в порядке с головой. Короче говоря, он мне так
надоел, что я лично принял его вызов. Мы договорились встретиться. Я настоял на
том, чтобы в случае серьезных последствий никто не обращался в суд, и мы обменялись
письменными обязательствами об этом. Я сказал ему, что как преподаватель
Боевого Искусства я готов биться до смерти. Мы встретились, и я напал первым,
двинувшись прямо на него и нанеся ему первый удар. Он отлетел и ударился об
стену, и, когда я приблизился, он прыгнул на меня как тигр. Затем я покончил с
ним с помощью Нике (второй контроль). К тому времени он уже получил достаточно.
Было много крови, и он лежал на полу, крича. После этого он уже не бросал нам
вызовов - похоже, что он не ожидал, ч то Айкидист начнет атаку первым.
- В заключение нашего разговора я бы хотел спросить ваше мнение о двух
вещах: атеми (иммобилизующие удары) и соревнования в Айкидо.
Я думаю, что атеми очень важны в Айкидо. Обычно атеми не обучают на
занятиях... но, конечно, сам я в них тренируюсь.
В Айкидо нет соревнований, потому что это исключило бы многих людей из
тренировок. А цель Айкидо - позволить самым различным людям заниматься вместе -
мужчинам и женщинам, молодым и старым, слабым и сильным, чтобы через совместную
практику развить свои потенциальные возможности.
- Какое качество, по вашему мнению, самое важное в хорошем Айкидоке?
Искренность.
- Чиба Сэнсэй, от имени читателей нашего журнала я
благодарю вас за время, которое вы нам уделили.
перевод А. Кумыкова
|