Форма входа

Категории раздела

История айкидо [2]
Мастера Айкидо [5]
Общая информация [30]
Новичкам [8]
Терминология [17]
Интервью с мастером [9]
Новости [18]

Задай вопрос онлайн

200

Друзья сайта

  • Шымкентская Федерация Айкидо
  • Казахстанская Федерация Кендо
  • Айкидо Айкикай ДЗИКИСИНКАЙ г.Новосибирск
  • Казахстанско-французский центр
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Понедельник, 14.07.2025, 03:17
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Айкидо

    В разделе материалов: 89
    Показано материалов: 61-70
    Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 »

    Моритэру Уэсиба
     Айкидо мы изучаем с любовью
    Интервью


    Особая благодарность внештатному сотруднику Хомбу Додзё г-ну Хироси Оно, без чьего любезного содействия материал не мог бы быть подготовлен.
     

    Существует мнение, что методика преподавания Основателя изменялась с течением времени. Каковы были эти изменения? Какая часть учения оставалась неизменной в течение всей его жизни? Если были изменения, то какие именно? Менялась ли методика в течение недели, месяца?
     

    Не могу сказать точно, поскольку сам я этого не видел, но, безусловно, техника Основателя менялась с течением времени. Об этих изменениях лучше меня знают старые ученики. Я же непосредственно наблюдал технику Основателя только в последние годы его жизни. Думаю, что неизменной основой его учения был дух Айкидо, или, другими словами, идея любви и защиты всего живого на Земле. Именно это Основатель неизменно стремился передать своим ученикам в ходе тренировок.

    По существу, процесс обучения происходил так: Основатель демонстрировал технику, следуя своему настроению в каждый конкретный момент, а его ученики всеми силами старались воспринять эту технику, погрузиться в нее душой и телом.



    Как изменилась техника при Дошу Кисшомару Уэшиба?
     

    Дошу Кисшомару посвятил всю свою жизнь развитию и массовому распространению Айкидо. В связи с этим и его стиль преподавания отличался от стиля Основателя. Он стремился сделать Айкидо понятным и доступным для рядового ученика; с этой целью он дал названия приемам, которые демонстрировал Основатель, упорядочил и систематизировал их. В настоящее время в многочисленных залах Айкидо, во главе с Хомбу Додзё, есть тренировки для начинающих, учеников среднего и старшего уровня, специализированные занятия для детей и для женщин, что позволяет рационально использовать силы инструкторов и облегчить процесс обучения. Эту систему также создал Дошу Кисшомару.
     

    Расскажите, пожалуйста, о том, какие отношения сложились на сегодняшний день между Айкикай и дайто-рю?
     

    Айкикай поддерживает одинаково дружеские отношения на равных со всеми школами и течениями боевых искусств и не имеет каких-либо особых отношений или связей с дайто-рю.
     

    Существует мнение, что способ обучения путем разбиения движений Айкидо на отдельные элементы является результатом влияния Запада, что Основатель не преподавал таким образом, и что подобные аналитические способы обучения не свойствены восточной традиции. Согласны ли Вы с таким мнением?
     

    В боевых и художественных искусствах Японии, в том числе и в Айкидо, существует традиционная тенденция избегать аналитического метода преподавания. В основе этого лежит представление о том, что суть и тонкости техники нельзя передать словами, их можно усвоить, только непосредственно обучаясь у учителей и старших учеников, наблюдая исполнение техники собственными глазами. Однако, если, как сейчас, множество людей различного возраста, физической силы и спортивных способностей вместе занимаются Айкидо в одном зале, у инструктора нет возможности индивидуально заниматься с каждым. Кроме того, некоторым ученикам недостаточно видеть движения инструктора, чтобы понять технику и успеть за ритмом тренировки. Поэтому существует и аналитический способ проведения тренировки, при котором мы стараемся разбить отдельный прием от начала до конца на несколько частей, выделить и доступно разъяснить важнейшие моменты каждого отдельного движения. Это делается для того, чтобы множество разных людей одновременно могли полноценно участвовать в тренировке.
     

    Как Вы думаете, насколько важно и необходимо обучение и регулярная практика техники работы с оружием, например с боккэном, дзё, бо?
     

    Мы редко занимаемся техникой работы с оружием на регулярных тренировках в Хомбу Додзё. Дело в том, что мы считаем одним из основных принципов Айкидо работу без оружия (тосю). Из этого не следует, что мы считаем занятия с боккэном, дзё, бо или танто бессмысленными или ненужными. Главное, чтобы движения Айкидо при действиях тосю сохранялись и при работе с оружием, так что тренировки с мечом (кэн) превращались бы в айки-кэн, а с дзё - в айки-дзё. В этом смысле я считаю, что полезно сосредоточиться на работе с оружием как на одном из элементов тренировочного процесса Айкидо.
     

    Были ли при жизни Основателя выделены специальные тренировки для старших учеников?
     

    Нет. Основатель никогда не делил учеников на начинающих и старших. Отдельные занятия для начинающих и для старших учеников ввел второй Дошу, Кисшомару Уэшиба. Такое деление установлено начиная с 1970 года, и сегодня в Хомбу Додзё существуют занятия для начинающих, для старших учеников (вообще-то их называют "общей группой"), а также отдельные занятия для детей, для женщин, индивидуальные тренировки. Различные занятия проводятся таким образом, чтобы они отвечали потребностям учеников, как, например, в Академии Айкидо **.
     

    Почему сегодня не проводятся специальные тренировки для сэнсэев уровня 6-8 Дана? (Вероятно, единственная возможность для этого предоставляется на Конгрессах МФА?)
     

    В Айкидо нет специальной техники для шестых или седьмых Данов, не бывает так, чтобы мастера уровня седьмого Дана не знали техники или секретов мастерства уровня восьмого Дана. Поэтому нет необходимости проводить специальные тренировки для мастеров высокой квалификации. Если бы и проводились какие-то курсы повышения квалификации, они были бы открыты для всех желающих.
     

    Интервью с мастером | Просмотров: 1095 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Темой нижеследующей статьи является рассмотрение аспектов предшествующих необходимости и возможности выполнения техник Айкидо в условиях реальной атаки.

    Прежде всего, нужно заметить, что перед непосредственным контактом агрессора с человеком, который защищается и готов применить технику Айкидо, существует два очень важных момента, требующие к себе особого внимания.
    Первый момент - это осознание причинно-следственной взаимосвязи, которая привела к неизбежному конфликту и которая в текущий момент подвергает вас атаке агрессора.
    Второй момент - это восприятие такой ситуации. Причинность конфликта.

    Чтобы понять причинность ситуации и неизбежность разрешения конфликта, нужно иметь опыт изучения причин и внешних обстоятельств, причин и следствий. Если мы посмотрим на жизнь, мы можем увидеть, что ничего не происходит случайно. На всё есть изначальная причина, и у всего есть определённые внешние обстоятельства. Изначальные причины и внешние обстоятельства есть и для рождения и для смерти, и для здоровья и для болезни, и для радости и для грусти. Причина есть также и для конфликта, в котором вы можете оказаться.

    Причина конфликта может быть как осознанной (вы можете дать ей объяснение), так и неосознанной, связанной с вашими поступками в настоящем или прошлом. Когда возникает конфликт, и вы получаете вызов, уже не имеет значения, для текущего момента, по какой причине и откуда возникла такая ситуация. Мы можем в меру своих сил избегать конфликта, ограждая себя от боли и опасности, но мы не можем бросить вызов тому, что неизбежно. Ситуация вызова - ровно как и любая иная ситуация - определяется причинами и обстоятельствами, но которые уже в данный миг нам неподвластны, а ситуация неизбежна - вы подвергаетесь атаке - здесь и сейчас. Конфликт становиться неизбежностью. Убежать от атаки невозможно, её можно только нейтрализовать или быть повергнутым.

    Понимание причинно-следственной взаимосвязи и необходимости разрешения конфликтной ситуации при возникновении таковой, привело к появлению принципа "марубаси" в Японском военном деле. Принцип "марубаси" описывает неизбежность решения вопроса жизни и смерти при появлении конфликта, к которому может привести ваш Путь. Нельзя сойти со своего Пути и нельзя отступить назад. Сойти со своего Пути - значит стать другим человеком, а отступить - значит повернуть время вспять. Раз ситуация конфликта появилась на Пути, эту ситуацию нельзя избежать. Чтобы жить дальше, нужно разрешить ситуацию, даже если при этом нужно встретиться со смертью лицом к лицу.

    Восприятие ситуации
    Что же обычно происходит в ситуации, когда мы встречаем опасность? Наше эго ужасно боится за своё существование и хочет спастись любой ценой. Если к нему подобраться слишком близко - что и происходит в ситуации конфликта - оно тут же обнаруживает свой страх быть уничтоженным. Изначально эго чувствует себя уверенно и думает, что стоит у руля, но на самом деле как целого его не существует, оно всего лишь набор мыслей, идей и страхов. Защищаясь, оно призывает на помощь эмоции, которые заставляют наше тело импульсивно и, на самом деле, неадекватно действовать в опасной ситуации. Страх овладевает всем и сковывает наши движения. Эго заставляет нас сделать шаг назад - и поэтому ведёт к неизбежной смерти не только тела, но и духа. Чтобы сделать шаг вперёд, применить технику Айкидо и нейтрализовать неизбежный конфликт, нужно сначала победить себя, нейтрализовав своё эго.

    В Западной культуре, жизнь и смерть рассматриваются как два взаимоисключающих понятия. Смерть является источником страха. Смерть - это табу, о которой предпочитают не говорить. У Восточной философии другой взгляд на вопросы жизни и смерти: "Смерть не противоречит жизни, она не означает конец жизни, она лишь подводит жизнь к прекрасной вершине. Жизнь была до рождения, она продолжается и после смерти. Жизнь не ограничена кратким промежутком между рождением и смертью; рождение и смерть - это маленькие эпизоды в вечности жизни".

    В Восточной культуре, понимание человеком феномена смерти играет важную роль в его духовном развитии. Понятие жизни не рассматривается отдельно от понятия смерти: "Для того чтобы понять жизнь и для того, чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться её, но не нужно также и стремиться победить её. Необходимо просто познать её, и это "познание" само приоткроет истинный смысл смерти". Восприятие реальности такое, что смерть может наступить в любой момент; смерть находится здесь и сейчас. Жизнь и смерть неразделимы; они две стороны одной медали. Смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. "Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями". 

    Воспользовавшись такой философией о жизни и смерти, сложившуюся ситуацию конфликта можно воспринимать как вполне обычную ситуацию. Так как смерть всегда следует по пути жизни вместе с нами, ничего удивительного не случилось в том, что вы увидели её облик именно в этот момент. Это судьба - и если вам суждено умереть сейчас, в этом нет ничего страшного, ведь вы могли также умереть вчера или позавчера в любой момент, переходя через дорогу, разговаривая по телефону или принимая душ.

    Ваше эго всегда защищается и заставляет вас бояться, диктует вашу реакцию на опасность для вашей жизни. Воспринимая смертельную угрозу как вполне закономерную ситуацию, вы можете обмануть своё эго и блокировать его реакцию, взяв под контроль свои тело и разум.Этот контроль и есть та самая "победа над собой", о которой говорил О-Сенсей Морихэй Уэсиба. Только теперь, имея такой контроль и свободное сознание, управляющее вашим телом, вы можете применять и выполнять техники Айкидо. Ведь теперь вы не видите перед собой злого и ужасного врага, который вас хочет уничтожить, стереть с лица земли. Вы видите безликий рок судьбы, посланный вам с небес. Перед вами человек, который заблуждается, желая плохого своему брату - вам (чего-то боясь, не зная правды), человек, который "не ведает, что творит", человек, которому нужна ваша помощь. Вы испытываете не страх перед угрозой, а сострадание к своему ближнему, который невежествен, и которому впоследствии придется расплачиваться за своё невежество. Таким образом, вы можете считать своим долгом, не только защитить свою жизнь, но и защитить своего "неведующего" брата от его же невежества. Вы используете агрессию человека для нейтрализации агрессии, которая может повредить как вам, так и самому агрессору. Это восприятие конфликтной ситуации есть восприятие человека, который в состоянии и который достоин применять технику Айкидо, который занимается Искусством Мира, истинным Будо. Достижение такого восприятия ситуации, отношение к жизни и смерти как к одному целому, конечно же, требует долгой и, что также важно, правильной подготовки.
    Общая информация | Просмотров: 488 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Айкидо как боевое искусство
    "Если ты слаб, у тебя нет выбора.
    Только с позиции силы, только когда
    у тебя есть выбор, твои слова и
    действия имеют значение"
    Мицуги Саотомэ

    Один из важнейших аспектов Айкидо - мирное разрешение конфликтов. Первоначально все конфликты рождаются из нас самих. Познание себя, улучшение самоконтроля, смена мировоззрения - все это приводит к снижению агрессивности, к тому, что и мир и окружающие нас люди начинают совсем по-другому относиться к нам, меняются даже наши сны. Айкидо приносит в жизнь радость и покой.

    Но значит ли это, что Айкидо не является эффективной системой самообороны? Айкидо учит гармонии. Но невозможно стать гармоничным будучи изолированным от мира. Нельзя научиться водить автомобиль, лежа на диване. Путь к гармонии лежит через столкновения. Именно через решение конфликта становится понятной и гармония ситуации. Жизнь дает нам конфликты, чтобы научить гармонии, и, пока мы не поймем смысл преподносимых нам уроков, они будут повторяться с завидной регулярностью.




    "В Айкидо нет ударов" - считают многие, поверхностно знакомые с этим видом боевого искусства. Это мнение, в частности, происходит от того, что атеми ваза (ударная техника) не изучается на начальной стадии обучения. Хотя ударная техника составляет значительную часть технического арсенала Айкидо, цель ее принципиально отличается от ударов в других видах боевых искусств, где целью удара является нанести противнику максимальное физическое повреждение, часто ведущее к увечью или смерти. В Айкидо удары используются в первую очередь для отвлечения внимания, перехвата инициативы. Нападая, человек так или иначе открывается для контратаки. Атеми (отвлекающий удар) может шокировать нападающего или сбить его дыхание - айкидока же получает долю секунды, достаточную для проведения приема. Помимо этого умение наносить удары необходимо для того, чтобы уметь правильно на эти самые удары реагировать. Активное включение атеми в тренировочный процесс очень оживляет занятия. Такие тренировки становятся жестче, но более реалистичнее. Появляется конфликт, который надо научиться разрешать.

    Польза от изучения ударной техники очевидна, но, придя на тренировку Айкидо, вы едва ли увидите удары по глазам или в солнечное сплетение. Дело в том, что ударная техника, при всей ее эффективности и относительной простоте, может отвлечь ученика от достаточно долгого и кропотливого труда постижения основ Айкидо. Конечно, легче пнуть или швырнуть вещь, чем починить ее. Мы чаще выбираем как легче, но это не всегда правильно. Айкидо - это путь упорства и мастерства. Это - путь внутреннего сосредоточения и дисциплины.

    Атеми ваза начинает преподаваться ученику тогда, когда мастер уверен, что это не приведет к неправильному пониманию смысла Айкидо. Наряду с изучением техник необходимо развивать и свои духовные характеристики: величайшие мастера боевых искусств прошли не только через многолетние физические тренировки, но и через длительный и мучительный процесс духовного поиска. Именно чистота сознания превратила их из хороших мастеров в великих.

    Общая информация | Просмотров: 631 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Айкидо и здоровье. Полезны ли тренировки айкидо?

    Одим из самых распространенных заблуждений является мнение, что любые занятия спортом, и в том числе единоборствами, однозначно полезны для здоровья. С одной стороны существует множественные подтверждения тому, что благодаря занятиям айкидо можно избавиться от различных недугов. Самым ярким примером может служить тот известный факт, что Канецке сэнсей сумел при помощи тренировок вылечить у себя рак горла. Это кажется невероятным, но сэнсей, проживающий в Великобритании, и сейчас продолжает тренироваться и приезжает в Москву с семинарами. И тем не менее, он же сам признается в интервью журналу "Додзё", что не уверен в однозначной полезности айкидо - многие из его знакомых сэнсеев умерли в весьма раннем возрасте.

    В чем же состоит влияние айкидо на здоровье? Как следует тренироваться, чтобы не наносить непоправимого вреда своему организму? Какие заболевания являются препятствием к занятиям айкидо?

    Хочу сразу отметить, что эта статья не является исчерпывающим медицинским исследованием, а всего лишь результатом многолетних наблюдений за тенденциями, которые существуют в самочувствии и здоровье тех, кто занимается айкидо.

    Многие из тех, кто посещают семинары наверняка наблюдали такое явление: во время семинара организм переходит в качественно иной режим работы. Повышается потребность в питье, появляется тяга к соленой пище, так как из организма вымываются соли, через несколько часов после тренировки нередко возникает озноб, холодеют конечности из-за упадка сил. С другой стороны улучшается выносливость, растяжка, нормализуется дыхание. После окончания семинара наблюдается другая тенденция - если сделать перерыв на несколько дней сразу после окончания периода интенсивных нагрузок, то очень часто человек заболевает. Будь то простуда или обострение каких-то хронических заболеваний. Поэтому первое правило любых занятий: самое ценное в тренировках - это их регулярность. И не только для здоровья. Организм человека может приспосабливаться к весьма тяжелым нагрузкам, если они осуществляются систематически.

    Едва ли не основную опасность для здоровья в любом виде спорта представляют травмы. Вряд ли можно найти человека, который бы занимался айкидо более 5-10 лет и который бы не оброс за это время целым "букетом" травм. И дело тут даже не в том, занимается ли человек интенсивно или преподает сам. Травмы получают не только в роли уке, но и будучи в роли наге. Немудрено сорвать плечо или спину, бросая тяжелого и жесткого уке. Иногда доходит и до курьезов - однажды мне разбили голову, столкнув меня в укеми с другой парой головами. В той паре бросала неопытная девушка, а мой наге просто не удосужился посмотреть куда укладывает меня. Легкое сотрясение мне было обеспечено. И таких случаев очень много. Был еще один совсем анекдотичный случай, когда одна девушка попала в кувырке ногой по зубам другой девушке. Результат получился непредсказуемый: зубам хоть бы что, а у первой девушки под корень оторвался ноготь на большом пальце ноги. Несколько месяцев она не могла заниматься. В связи с этим сразу хочется посоветовать тем, кто еще раздумывает заниматься им или нет. Если вы морально не готовы к тому, что у вас будут синяки, ушибы и травмы, то лучше не начинать заниматься вообще. Для успокоения новичков можно лишь сказать, что легкие ушибы, растяжения наиболее характерны для начинающих, тогда как серьезные травмы обычно случаются у тех, кто занимается давно. Это ни в коей мере не означает, что айкидо сделает вас калекой, просто не стоит недооценивать его травмоопасный аспект. Айкидо - это не оздоровительная гимнастика.

    Откуда же тогда берется мнение, что занятия боевыми искусствами положительно влияют на здоровье? Все дело в многочисленных свидетельствах людей, которые поправили свое здоровье, благодаря тренировкам. Мне очень часто встречались люди, которые тренировались много лет и в весьма интенсивном ключе, и объединял всех их один диагноз - бронхиальная астма. Может кому-то это покажется недостаточно серьезным недугом, но могу вас уверить что это не так. Лично для меня толчком к занятиям айкидо стало именно это заболевание. Я в очередной раз вышла из больницы, пролежав там около месяца, мне были прописаны кортикостероиды (гормональная терапия) и меня ждала невеселая жизнь с перспективой постоянного увеличения доз прописанных препаратов. Через месяц я пошла на свою первую тренировку. У меня была какая-то необъяснимая уверенность, что если я буду честно заниматься, то болезнь отступит. Через три месяца я смогла полностью отказаться от лекарств и не принимала их три последующих года. Я даже не сомневаюсь, что все это благодаря тренировкам, в которых я никогда не делала перерыва.

    Перед моими глазами происходили и другие случаи. Абсолютно здоровый человек, много лет занимающийся айкидо получает травму, в результате которой ему предстоит пройти несколько операций и в конечном результате он все равно не сможет надеяться на полное восстановление двигательных функций поврежденной руки. Или хрупкая девушка, занимающаяся много лет, которая практически всегда вынуждена бинтовать запястья из-за травм, которые систематически получает от занятий с не слишком умелыми "бойцами".

    Существует и такой фактор как износ жизненных систем организма, когда от излишне сильных нагрузок в сочетании с недостаточными промежутками для восстановления сил происходит преждевременный износ в первую очередь суставов. Проблемы с коленями бывают едва ли не у каждого второго занимающегося, в особенности у тех, кто занимается ежедневно. Поэтому вторым правилом тренировок является правильное восстановление после них. Если невозможно делать достаточные перерывы между занятиями, то стоит чередовать интенсивность нагрузок, периодически изменяя их направленность.

    И еще раз к вопросу о регулярности. Практика показывает, что после травм восстанавливаются быстрее те, кто не прекращает тренировки, а продолжает заниматься в той мере, в которой позволяет его состояние. У тех же, кто делает перерыв в тренировках, период реабилитации обычно затягивается и возобновлять тренировки оказывается сложнее как физически, так и психологически. Во время перерыва появляется страх перед падениями, который люди потом долго не могут преодолеть.

    Недавно мне попалась на глаза такая интересная статья:
    "Занятия борьбой хоть и болезненны, но могут помочь иммунной системе молодого организма. К такому выводу пришли исследователи из Калифорнийского университета в США. Исследователи установили, что количество белых кровяных телец, отвечающих за противодействие бактериям и вирусам, существенно повышается после занятий борьбой. Как отмечают авторы исследования в "Журнале британской спортивной медицины", особенно возрастает разновидность лимфоцитов, так называемых "клеток-убийц", отвечающих за борьбу с угрожающими организму инфекциями.

    Однако в этом же журнале помещены результаты еще одного исследования, показывающие, что и в среднем возрасте занятие борьбой очень полезно. Что касается молодежи, то замеры в крови проводились у группы юношей в возрасте от 14 до 18 лет после полуторачасовой тренировки. Ученые отмечают, что впервые исследование показывает полезность занятий борьбой для иммунной системы молодых людей. Эксперты в области спортивной медицины, однако, подчеркивают, что делать выводы о полезности борьбы только на основании повышения уровня белых кровяных телец нельзя. Профессор Майк Глисон из британского университета Лахбороу говорит: "Важно не то, сколько белых кровяных телец, а чем они заняты". По его словам для того, чтобы "прописывать" борьбу людям, подверженным заразным заболеваниям, понадобится еще много исследований" (по материалам BBC Russia 27.04.2004)

    Так что вопрос здоровья и занятий айкидо еще слишком мало изучен, поэтому нам предстоит делать выводы относительно своих занятий базируясь на наблюдениях и здравом смысле.

    И, напоследок, перечень наиболее характерных травм и заболеваний у тех, кто занимается айкидо в течение многих лет:
    - Травмы коленей и запястий (частично помогают фиксирующие сустав наколенники и напульсники)
    - Повреждения и переломы ключицы, разрывы связок плеча (как следствие неудачного падения)
    - Трещины и переломы пальцев ног, огрубение кожи на ногах и трещины (необходимо регулярно проверяться на предмет грибка, так как состояние кожи может быть обусловлено им)
    - Боли в спине и шейном отделе (часто бывают вызваны неправильной стойкой и страховкой)
    - Синяки (гематомы) ( со временем возрастает устойчивость сосудов к ушибам и синяки появляются крайне редко и быстро проходят)

    А вот состояния, которые часто проходят от регулярных занятий:
    - Вегето-сосудистая дистония
    - Избыточный вес (многим людям айкидо помогло избежать сильных проблем с весом, тем не менее айкидо не является панацеей от ожирения, тут нужны комплексные меры)
    - Различные психосоматические состояния - бронхиальная астма, экзема (опять же многое зависит и от других факторов, но улучшение случается почти у всех)
    - Проблемы со сном ( стоит избегать излишних нагрузок и перетренированности, которые могут ухудшить сон)
    И это не считая общего улучшения самочувствия, выносливости, координации.

    Общая информация | Просмотров: 559 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Сэнсэй, Вы начали изучать Айкидо ещё ребенком во Франции?



    Да. Мне было одиннадцать лет, и я уже занимался дзюдо. В то время ещё не было детских секций дзюдо, поэтому заниматься было очень трудно. После наших занятий по дзюдо приходило три или четыре человека, которые изучали Айкидо. Я слышал, что в Айкидо не нужно быть сильным, и что даже маленькие дети смогут бросить очень сильного человека. Поэтому однажды я попросился в их группу. Мне разрешили попробовать. Они были даже немного довольны, поскольку к ним присоединился новый человек.

    Моим первым учителем был Тавернье сэнсэй. После двух или трех месяцев, по-моему это был 1964 год, в Париж приехал Наказоно сэнсэй, и я начал заниматься у него. В то время он обучал Айкидо, - совсем немного времени он уделял котодама (воспитание духа), но преимущественно он давал Айкидо.



    Позвольте уточнить один момент. В то время Наказоно сэнсэй был в Париже, а Тамура сэнсэй в Марселе?



    Первым в Марсель приехал Абэ сэнсэй. Когда Наказоно сэнсэй приехал туда же, Абэ сэнсэй оставил свое додзё ему, а сам вернулся обратно в Японию. Когда Тамура сэнсэй приехал из Японии, Наказоно сэнсэй в свою очередь передал додзё ему, а сам переехал в Париж. Наказоно сэнсэй, Норо сэнсэй и Тамура сэнсэй были тогда одновременно во Франции.
     

    От других, кто занимался у Наказоно сэнсэя, я слышала, что он был очень строгим. Ваше мнение о нем такое же?
     

    В то время для меня Наказоно сэнсэй был очень и очень важным мастером. Я не помню случая, чтобы он был действительно строг. Я только помню, что он был очень харизматичным. Наказоно сэнсэй изучал много различных боевых искусств, включая дзюдо и каратэ. Не думаю, чтобы он изучал Айкидо очень уж долгое время, но кажется, что его О-Сэнсэй послал, будучи уверенным в его способности руководить людьми. Наказоно сэнсэй был очень хорошим послом для Айкидо.
     

    Учение Наказоно сэнсэя было наполовину Айкидо, а наполовину затрагивало духовные аспекты. Но когда вы решаете изучать Айкидо, вы выбираете физическую активность, а не рисование или медитацию. В первом случае вы должны взбить свое тело, как тесто, для того, чтобы почувствовать искусство. Если вам 16 или 17 лет, то вам недостаточно слышать, что Айкидо - это любовь, - для вас это ничего не означает. Вот почему я поехал в Японию.
     

    А много ли людей в то время занималось Айкидо?
     

    Да. Тогда много людей занималось, но группы очень различались. Около 800 человек занимались в группах Айкикай, которые входили в Ассоциацию под руководством Наказоно и Тамура сэнсэя. Это была Association Culturelle Francaise d`Aikido (ACFA). В нее входило 2 или 3 тысячи человек из Федерации групп дзюдо под руководством Мочизуки сэнсэя. Когда я был в Японии, около 1975 года, все группы Айкидо объединились. Группа Айкикай "поглотила" все другие группы и стала называться Национальным союзом Айкидо (UNA).
     

    И сейчас во Франции сохранилась эта организация?
     

    Нет, UNA в, конечном счете, опять разделилась, и сейчас она не существует. В 1981 году появилось мнение, что айкидоисты должны выйти из Федерации дзюдо, членство в которой было очень комфортным, потому что мы могли иметь и додзё, и татами, и деньги, и вообще всё, что угодно. Но небольшая группа, возглавляемая Тамурой сэнсэем, хотела большей власти. Некоторые люди думали, что для Айкидо будет лучше отделиться, лучше, если бы была создана Федерация Айкидо. Тамура сэнсэй спросил: "Если я выйду из Федерации дзюдо, то вы последуете за мной?" Сначала почти все ответили "да". Тем не менее, стало ясно, даже ещё перед выходом из Федерации Дзюдо, что уже было решено, кто будет президентом, секретарем и т.д. в новой федерации. Половина людей отказалась покинуть Федерацию дзюдо именно потому, что новая федерация уже имела предопределенную структуру. Таким образом возникло две федерации: Federation Francaise Libre d`Aikido (FFLA) и Французская Федерация Айкидо, Айкибудо и Аналогов (FFAAA).
    Интервью с мастером | Просмотров: 701 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Лекция Сейго Ямагути (8 Дан Айкикай),
    прочитанная в 1976г. в Великобритании в Летней школе Айкикай


    О-Сэнсэй расценивал духовность как самую важную и самую фундаментальную составляющую Айкидо. Слово "Айки" выражает что-то такое, из чего происходит все остальное. Основатель отмечал любовь как самое важное и учил, что она является источником всех вещей. Айки содержит в себе обе эти идеи и средство для понимания любви. Изучая именно техники Айкидо, мы приходим к полному пониманию духа Айки. И наоборот, исполняя техники, мы выражаем дух в материальной форме. Следовательно, дух и техники не должны становиться разделенными. Дух получает выражение через техники, и техники для выполнения требуют духовной формы.

    В своей жизни О-Сэнсэй часто говорил нам, что он постоянно учился и делал каждый день успехи, и не будет прекращать обучения до дня смерти. Мы часто озадачивались, когда он говорил, что техники, которым он учил нас днем раньше, были с недостатками. Конечно, ни в чем не было никаких ошибок; но если раз за разом делать серьезные усилия на пути к успеху, то можно сказать, что вчерашние техники были с недостатками - с точки зрения сегодняшнего дня, хотя в тот момент, когда он преподавал их, они не содержали ошибок. Я надеюсь, с этим наблюдением вы и я будем учиться и заниматься каждый день нашей жизни. "Практика" в ее истинном значении - дисциплина, посредством которой нужно приближаться к совершенству (хотя нельзя сказать, что можно достигнуть совершенства).




    Первоначальное значение двух китайских знаков, составляющих слово "кэйко" (практика) было таким: размышление о природе и качествах наших предков. Применительно к Айкидо, вы все познаете от Чиба сэнсэя, а через него, в свою очередь, и от О-Сэнсэя. Согласно этому способу каждый размышляет над первоначальным принципом через посредника. Я только передаю техники О-Сэнсэя и надеюсь, что таким образом вы будете способны полностью принять дух Айкидо.

    К Айкидо необходимо подходить с обновленным свежим сознанием. В Японии мы выражаем это понятие термином "сёсин", что означает "нетронутое сердце". Это - самая важная вещь для познания Пути. О сёсин можно думать, как о чем-то чистом и по-детски искреннем и наивном. Изучение техник занимает много времени, но постепенно, с течением лет (на это могут понадобиться многие, многие годы) вы будете способны выполнять техники так, будто они являются вашей частью. Таким образом, пусть и кажется, что вы просто занимаетесь одним и тем же много раз, день за днем, если вы занимаетесь с сёсин - со свежим подходом новичка, то ваш дух станет более глубоким, и ваши техники приобретут глубину и будут исполнены сути.

    Каждое занятие - серьезное дело, и потеря времени на нем недопустима. Эту мысль можно выразить, используя японский термин "ичи го ичи э" из чайной церемонии, который означает, что вы расцениваете человека, сидящего напротив вас, как человека, которого видите в первый и последний раз в жизни. Точно также, когда занимаетесь с партнером, вы должны делать это так, будто возможность позаниматься с ним является первой и последней.
    Прежде, чем я встретился с О-Сэнсэем, мне довелось испробовать несколько боевых искусств, я наслаждался ими, но не чувствовал глубокого интереса ни к какому. Несмотря на то, что в этих искусствах на духовности (сэйсин) делался акцент, у меня было сильное ощущение, что все было как-то далеко от искусства вообще. Когда я встретился с О-Сэнсэем, то был очень удивлен и думал: "Странно, что в таком почтенном возрасте он был таким человеком". Прежде я занимался боевыми искусствами с мыслью, что победа над соперником - их единственная цель, но О-Сэнсэй представил мне полностью новый мир.

    Сейчас я хотел бы дать некоторые несложные объяснения основных техник, которые мы изучаем. Вы должны запомнить самую важную вещь в Айкидо: айки есть кокю и ирими-тэнкан. Это - фундаментальный принцип Айкидо.

    Что касается кокю, то среди японцев наиболее общее значение этого слова - обыкновенное "дыхание", "вдох и выдох". Это - биологическое дыхание. Но кокю - не только это, в боевых искусствах это слово очень просто выражает суть таких вещей, как отношение с партнером, или соотношение ума и тела. В этом смысле истинное айки предотвращает разделение ума и тела и может распространяться за пределы техник - на взаимоотношения между людьми.

    В случае ирими-тэнкан можно думать о двух его значениях. Существует ирими-тэнкан - видимое глазом движение, но второе его значение - что-то очень духовное и неосязаемое. В последнем случае ирими отражает вход в чувства партнера, вход в его сознание. Тэнкан отражает изменение, вытягивание энергии, преобразование ее в грацию, изменение ее качества. Это то, что можно назвать одухотворением техники. Также как кокю состоит из двух элементов, означающих вдох и выдох, также ирими-тэнкан содержит два элемента, но они оба представляют собой одну и ту же сущность, подобно двум сторонам одной монеты. И метод айки-кокю не является чем-то особенным. Согласно ему, айки является основным принципом обучения, который может делать слабое сильным и злое добрым.

    С очень большой точностью мы должны изучать базовые техники: osae-waza (техники контроля-удержания) ikajo, nikajo, sankajo, jonkajo и nage-waza (бросковые техники) shihonage, irimi nage, kotegaeshi и kaiten nage. Фактически, всех их можно свести к трем: фронт и тыл, право и лево, верх и низ. Все они происходят из одного, но выражены несколько различными способами. Irimi-tenkan - дзёдан (верх); kotegaeshi - гэдан (середина); shihonage - чудан (низ); kaiten nage - также чудан, но к тылу противника. По Айкидо написано много книг, но всt, что мне известно, это: верх, середина, низ; фронт и тыл; право и лево. Такой взгляд на техники обладает силой соединения - сильным преимуществом непрерывающейся трансформации и многообразия вариантов техник, являются ли они омотэ, ура, учи или сото, и делает Айкидо очень динамичным. Ирими-тэнкан означает изменение, преобразование перемещений от фронта - к тылу или снаружи - вовнутрь и наоборот. Между правым и левым есть бесконечно много точек, равно как между фронтом и тылом. Рассматривайте явления от общего к частному и от частного к общему; думайте о вещах с противоположной точки зрения. Это очень важно.

    Например, если сильный человек надеется на свою силу при выполнении техник, то он никогда не поймет их хорошо. В этих обстоятельствах, даже при том, что у каждого есть какая-то сила, необходимо отказаться от силы и думать, что в тебе нет никакой силы. Это - чрезвычайно важный момент Айкидо; обучаясь перемещаться, очень слабый может достигнуть успехов. Если будете выполнять указанное предписание, то можете открыть в себе способность перемещаться. Сильный человек, полагающийся только на свою силу, не может сделать такое открытие, вне зависимости от того, как и что он делает. Существует старое высказывание: кто живет с мечем, должен умереть от меча: тот, кто зависит от силы, будет разрушен силой. Таким образом, при занятии Айкидо "дух противоположности" очень важен.

    У каждого есть естественная тенденция поступать в любых ситуациях в соответствии со склонностью своего характера. Но при следовании Пути вы должны раз и навсегда покончить с такими привычками. Вы должны отказаться не только от плохих, но также и от хороших качеств вашего характера. Если вы так не поступите, ваши глаза никогда не смогут открыться для истинного восприятия. Только после того, как вы устранили и хорошие, и плохие качества вашего характера, вы станете способными через занятия понять истину. Это то, что связано с путем достижения свободы в истинном восприятии. Айкидо, таким образом - одна из больших дорог к освобождению.

    Существует бесчисленное количество техник, которые берут начало от базовых техник и возникают спонтанно в правильный момент времени. Настоящие техники - те, которые вы освоили полностью, а затем забыли. Указанный смысл определяет методику занятий, посредством которой не просто изучаются техники типа сувари-ваза, тачи-ваза и ханми-хантачи в их внешних формах, но и различные техники, возникающие от основных естественных движений, подобно приседаниям, вставаниям и ходьбе. О-Сэнсэй часто говорил: все техники есть одна. Как понять то, что он демонстрирует огромное количество техник и, тем не менее, говорит, что все они - всего лишь одна техника. Для моего осмысления в начале это было очень трудным, но постепенно я все больше приближался к пониманию данного факта. Стало понятно, что в моих предшествующих знаниях содержалась помеха, она и мешала мне многое делать. Я понял, что все вещи связаны и, как О-Сэнсэй говорил, - есть одно.

    Общая информация | Просмотров: 447 | Добавил: niktokak | Дата: 27.04.2011 | Комментарии (0)

    Хотя Морихэй Уэсиба появился на свет уже в современную эпоху, более чем через 20 лет после рождения Дзигоро Кано, он воплотил в себе черты фантастической личности, напоминающей об Эпохе Богов.
    История айкидо | Просмотров: 683 | Добавил: niktokak | Дата: 26.04.2011 | Комментарии (0)

    Увы, время для основания рая на земле ещё не пришло. Лу и все 130 членов его банды были взяты в плен китайскими войсками и казнены. Японских "агитаторов" связали и привели на то же залитое кровью место для казней. Дэгути и его группа пропели прощальные стихи и хладнокровно ожидали своей участи. Но по каким-то причинам китайские стрелки замешкались, а затем смертный приговор был отменён - было решено передать группу Дэгути в распоряжение японского консульства. В июле 1924 года Дэгути и Уэсиба невредимыми вернулись в Японию.
    История айкидо | Просмотров: 1324 | Добавил: niktokak | Дата: 26.04.2011 | Комментарии (0)

     
    Абара     
    ребро
     
    Аго    челюсть
     
    Аси (аши)    нога, ступня
     
    Аси-куби    лодыжка, щиколотка
     
    Атама    голова
     
    Ваки    подмышка
     
    Гассё    руки, сложенные в молитвенной позе
     
    Дзасё    растяжение, вывих
     
    Дзин    человек, персона, человеческое существо
     
    Дзенван    предплечье
     
    До    туловище
     
    Какато    пятка
     
    Кансэцу    сустав; место соединения, сочленение
     
    Ката    плечо
     
    Кататэ    запястье; одна рука
     
    Коссэцу    перелом кости
     
    Коси    бедро, поясница
     
    Котэ    запястье
     
    Куби    горло, горловина
     
    Кэн
    меч, а также кулак
     
    Кэнкокоцу    лопатки
     
    Мата    бедро, область паха
     
    Миги-тэ    правая рука
     
    Миру    видеть
     
    Мунэ    грудь
     
    Мэ    глаз, зрение
     
    Мэн    маска, шлем, лицо
     
    Рё-тэ    две руки
     
    Сё    голова, удар в голову
     
    Синтай    тело человека, организм
     
    Сокэй    пах
     
    Сокусо    кончики пальцев, для атэми
     
    Сокутэй    основание пятки
     
    Сунэ    голень
     
    Сэйкитю    спинной хребет
     
    Тай    тело, корпус, основа, великий, большой
     
    Тайто    ребро руки
     
    Тэйсё    "пятка руки". Основание ладони
     
    Тэкуби    горловина руки; запястье
     
    Тэгатана    меч-рука
     
    Тэ-но-хира    ладонь руки (с пальцами)
     
    Удэ    рука - от плеча до запястья
     
    Уракэн    тыльная сторона кулака.
     
    Тэ    рука
     
    Хайсу    тыльная сторона руки
     
    Хара    живот
     
    Хидза    колено
     
    Хидзи (эмпи)    локоть
     
    Хито (хь'то)    человек, люди, личность
     
    Юби    палец

    Терминология | Просмотров: 908 | Добавил: niktokak | Дата: 26.04.2011 | Комментарии (0)

    Ундо - упражнения для отработки определённых качеств

     
     
    Авасэ-хо     
    согласованные упражнения в паре с боккеном или дзё
     
    Гассё-тэ    упражнение, использующее положение рук "гассё" для развития чувства централизации и периферического зрения. Используется для защиты от атак противника
     
    Гассуку-гэйко    "тренировка объединения", при которой практикующие сидят, спят, живут все вместе. Совместная работа, сотрудничество
     
    Гё    аскеза, практика, аскетичные занятия
     
    Го-до-гэйко    "тренировка совместной работы", когда несколько клубов Айкидо собираются для того, чтобы вместе поработать
     
    Гокаку-гэйко    "равная тренировка". Тренировка между партнёрами равной силы и умения
     
    Го-но-сэн    захват инициативы в конце действия. Более точно - во время удара
     
    Дайсярин    "колесо" на руках. Одно из разминочных упражнений
     
    Дзё-доса    упражнения с дзё
     
    Дзин-но-кокю    Дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации
     
    Дзюбин-тайсо    упражнения на выносливость и силу
     
    Дзюмби-доса    подготовительные упражнения
     
    Дзюнан-хо    упражнения на эластичность, гибкость суставов
     
    Дзю-тай    мягкое тело. Вторая стадия обучения. Соответствует этапу от 3-го кю до 3-го дана

     
    Додзё-гэйко    тренировка в додзё
     
    Доса (ундо)    упражнение
     
    До-но-тандэн    тренировка средней, центральной части тела
     
    Ёси-хо    подготовительные, развивающие упражнения
     
    Иккё-доса    одно из базовых упражнений Айкидо, которое изучается одним из первых - дыхательные упражнения стоя
     
    Иньёттай-ундо    тренировка развития Ки, включающая центростремительные и центробежные движения
     
    Какари-гэйко    тренировка, в которой один или несколько партнёров постоянно, бесперерывно атакуют другого партнёра
     
    Какэ-гоэ    "крики-сопровождения". Крики, задающие ритм в упражнении или работе. Например в упражнении Фунэ-коги-ундо: эй-хо, эй-са, хэй-эй, хо-эй
     
    Кан-гэйко    зимние тренировки, семинары
     
    Ката    "фиксированная форма, формальное задание". Определённая последовательность в выполнении формы упражнений. Используется в воинских искусствах как метод изучения
     
    Ки-но-рэмма    тренировка, шлифовка ки
     
    Ки-о-нэру    тренировать, разливать Ки
     
    Киатсу    оздоровительная система массажа, связанная с энергией Вселенной, основанная на удалении препятствий, мешающих свободному прохождению потока природной энергии
     
    Ки-но-рэмма    тренировка, шлифовка ки
     
    Кирикаэси    одно из упражнений с мечом, которое заключается в принятии и парировании рубящих ударов мечом. Также один из видов атэми ребром ладони сзади противника
     
    Ки-тай    тело энергии, духа. 4-ая стадия обучения - заключительная
     
    Кихон-ги    базовые, фундаментальные знания
     
    Ко-тай    "твёрдое тело". 1-ая ступень обучения. Соответствует этапу от мукю (новичок: 6-кю; 5-кю; 4-кю; 3-кю; 2-кю; 1-кю) до сёдан (первый дан)

     
    Кокоро-но-дзюмби-доса    техника концентрации, укрепления и очищения перед тренировкой
     
    Кокю-доса    упражнение на распространение потока энергии
     
    Кокю-рёку-но-эсэй-хо    подготовительные упражнения для развития кёку-рёку
     
    Кокю-тандэн-хо    упражнение в мусуби - ритм вашей жизненной энергии сливается с ритмом энергии вашего партнера
     
    Кокю-хо    специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю
     
    Кокю-хо-ирими    исполнение дыхательных упражнений с движениями ирими
     
    Кокю-ундо    дыхательное движение. Приёмы для вырабатывания Кокю-року. Они исполняются сидя и стоя, индивидуально и с партнёром
     
    Кокю-хо-тэнкан
    (тай-но-хэнка)    исполнение дыхательных упражнений с движениями тэнкан
     
    Кохо-тэнто-ундо    тренировка мягких перекатов на спину
     
    Кудзуси    выведение противника из равновесия
     
    Куминай    упражнение с мечом в парах, из положения, когда мечи в ножнах
     
    Куми-тати    парные упражнения
     
    Кэйко    тренировка, занятие, изучение
     
    Кэйко-хо    способы или виды тренировок
     
    Кэн-но-ката    комплекс формальных упражнений с мечом
     
    Мисоги-кё    любой вид тренировок, направленный на очищение
     
    Терминология | Просмотров: 4492 | Добавил: niktokak | Дата: 26.04.2011 | Комментарии (0)