Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Задай вопрос онлайн |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Поиск |
---|
Главная » Статьи » Япония и японцы » Культура |
В категории материалов: 7 Показано материалов: 1-7 |
ЯПОНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ Древние японские пословицы представляют собой зеркало тогдашнего состояния общества. В них отражена психология этнической общности людей. Пословицы говорят о мировоззрении японцев, национальном характере, который уже сформировался к описываемому периоду, о чувствах, чаяниях этой древней нации. 1. Где люди горюют, горюй и ты. 2. Радуйся и ты, если радуются другие. 3. В дом, где смеются, приходит счастье. 4. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься. 5. Пришла беда - полагайся на себя. 6. Друзья по несчастью друг друга жалеют. 7. И Конфуцию не всегда везло. 8. Нет света без тени. 9. И добро и зло - в твоём сердце. 10. Злу не победить добра. 11. Бог живёт в честном сердце. 12. Выносливость лошади познается в пути, нрав человека - с течением времени. 13. Где права сила, там бессильно право. 14. Таланты не наследуют. 15. И мудрец из тысячи раз один раз да ошибается. 16. Слугу, как и сокола, надо кормить. 17. Любит чай замутить. 18. Кто родился под грохот грома, тот не боится молний. 19. Женщина захочет - сквозь скалу пройдёт. 20. Бессердечные дети отчий дом хают. 21. Какая душа в три года, такая она и в сто. 22. Об обычаях не спорят. 23. Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг. 24. Кротость часто силу ломает. 25. С тем, кто молчит, держи ухо востро. 26. Кто плавать может, тот и утонуть может. 27. За излишней скромностью скрывается гордость. 28. Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко. 29. Свою лысину три года не замечают. 30. Из пороков самый большой - распутство, из добродетелей самая высокая - сыновний долг. 31. Сострадание - начало человеколюбия. 32. Гнев твой - враг твой. 33. Лошадь узнают в езде, человека - в общении. 34. И камень может проговориться. 35. Металл проверяется на огне, человек - на вине. 36. У кого веселый нрав, тот и сквозь железо пройдёт. 37. Кто любит людей - тот долго живёт. 38. За деньги ручайся, за человека - никогда. 39. Рождают тело, но не характер. 40. Кто пьёт, тот не знает о вреде вина; кто не пьёт, тот не знает о его пользе. 41. Где нет чувства долга и людского глаза, там всё возможно. 42. У человека внешность обманчива. 43. Тигр бережёт свою шкуру, человек - имя. 44. Прощай другим, но не прощай себе. 45. Чрезмерное послушание - ещё не преданность. 46. Искренность - драгоценное качество человека. 47. Верный вассал двум сюзеренам не служит. 48. Если уж укрываться, то под большим деревом. 49. Писатель писателя не признаёт. 50. Хочешь узнать себя - спроси других. 51. Не будешь гнуться - не выпрямишься. 52. Нужен был - тигром сделали, нужда прошла - в мышь превратили. 53. Эгоист всегда недоволен. 54. Ущипни себя и узнаешь - больно ли другому. 55. Тщеславию, как и сыпи, любой подвержен. 56. Со старым человеком обращайся, как с отцом. 57. Хочешь узнать человека - узнай его друзей. 58. Задумал муравей Фудзияму сдвинуть. 59. Пляши, когда все пляшут. 60. В дружбе тоже знай границу. 61. Фальшивый друг опаснее открытого врага. 62. С деньгами и в аду не пропадёшь. 63. Кто беден, тот и глуп. 64. Нечестно нажитое впрок не идёт. 65. Деньги льнут к деньгам. 66. Колос зреет - голову клонит; человек богатеет - голову задирает. 67. Распутство лишает и денег и сил. 68. И Будда терпит лишь до трёх раз. 69. Воля и сквозь скалу пройдёт. 70. Кто терпелив, тот бедности не поддаётся. 71. Раннее вставание трём добродетелям равно. 72. Вспылил - дело погубил. 73. Ветви, что дают прохладу, не рубят. 74. Что оценивать шкуру неубитого барсука? 75. Отдавать вору на хранение ключи. 76. Дурака никаким лекарством не вылечишь. 77. Кто в сорок лет глуп, тот умным не станет. 78. Близ умного дети, не учась, читают. 79. Нет врага опаснее дурака. 80. Мудрому человеку не вода, а близкий зеркалом служит. 81. На подарок не жалуются. 82. Читать проповедь Будде. 83. И в пении и в танцах надо знать меру. 84. Ищет сладкого, а пирожок лежит на полке. 85. Коня за оленя принимает. 86. Кто слишком умён, у того друзей не бывает. 87. Когда насилие входит во двор - справедливость уходит. 88. Малые рыбки теснятся там, где большие. 89. Счастье приходит в весёлые ворота. 90. Двор сильнее насилия. 91. Стены слушают, бутылки говорят. 92. Купец купцу - враг. 93. Как только беда миновала - принарядись. 94. Пыль, нагромождаясь, образует горы. 95. В потёмках и собачий помёт не пачкает. 96. Красавица - это меч, подрубающий жизнь. 97. Чтобы понять родительскую любовь, надо вырастить собственных детей. 98. Владелец золотой горы тоже жаден. 99. Всё, что цветёт, неизбежно увянет. 100. Ну и досталось ему счастье - с малую раковину |
Клейн специально для газеты "Пятое Измерение" ДЗЕН Дзен: зачем? Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого сознания, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению. Одно из описаний дзен Дзен - это японская традиция. Исторически дзен - это продолжение и переработка великого учения Чань, возникшего на 500 лет раньше в Китае. Основоположником чань был Бодхидхарма, буддийский монах, в VI веке пришедший из Индии в Китай - 28-й патриарх буддизма и первый патриарх чань (дзен). Корни чань (дзен) были заложены самим Буддой. Примером той "парадоксальности мышления", которая является характерной отличительной чертой дзен, служит вся "Алмазная сутра". Здесь нужно сказать, что "сутрами" в буддийской традиции называются записи речей Будды. То, что говорил Будда. В V веке до нашей эры. Основополагающий текст мирового буддизма "Алмазная сутра" содержит, например, такие "дзенские" слова Будды: "Когда Так Приходящий (Будда) проповедует о пылинках, он проповедует вовсе не о пылинках. Это и есть, что Так Приходящий проповедует о пылинках". В той же "Алмазной сутре" Будда спрашивает своих слушателей: "Как должен добрый муж или добрая женщина овладевать своим сознанием?" И, отвечая на протяжении всей сутры на этот вопрос, ставит по пути еще несколько вопросов: "Что ему за это будет, доброму мужу?" "Есть ли хоть какой-нибудь способ достичь аннутара-самьяк-самбодхи (просветления)?" "Может ли просветляющийся добрый муж отличить, что он, например, уже чего-то достиг?" "Возможно ли распознать Так Приходящего (Будду) по совокупности всех признаков?" Ответы такие (по порядку): "Не будет ничего", "Нет никакого способа", "Не может", "Невозможно". И тогда возникает вопрос - а зачем тогда это все? В чем смысл деятельности Будды? "В чем смысл прихода Бодхидхармы с запада?" Вот отсюда и начинается дзен. Учение, которое не-Учение. |
Что такое Дзен. ________________________________________ Прежде всего... Если Вы думаете, что нашелся кто-то, кто объяснит, что такое Дзен, то этого "кого-то" - тут нет :). Нельзя это объяснить!!! Поэтому, выражаясь в духе Дзен, попробуйте увидеть палец, указывающий на луну. Объяснить, что такое луна, нельзя, но показать на нее, чтобы кто-то еще посмотрел - можно. Дзен - это восточная китайско-японская практика, направленная на: " просветление или познание своей истинной сущности (природы будды) " образ жизни согласно этому просветлению " особое "дзенское" поведение По некоторым данным сам Дзен древнее христианства и даже древнее буддизма. Позже, после появления Будды, Дзен приобрел оттенок Дзен-Буддизма. Первым патриархом Дзен-Буддизма считается Бодхидхарма, который в VI веке принес Дзен из Индии в Китай. Практика Дзен предполагает постоянную медитацию, т.е. состояние "здесь и сейчас". Именно с целью как можно чаще возвращать ученика в состояние "здесь и сейчас" веками изобретались и оттачивались совершенно особые методики. Это и особое, парадоксальное мышление, и знаменитые дзенские истории, и коаны, и неожиданные удары палкой задумавшегося ученика... В этом разделе представлены некоторые Дзенские истории (притчи). И некоторые коаны. Истории показывают, как живут и думают те, кто идут по пути Дзен и чем это отличается от того, как живут и думают те, кто идет по другому пути. Истории эти по сути аналогичны христианским притчам. Коаны это то, что есть только в Дзен. Это особый вкус. Это те странные информационные образования, загадки, медитируя над которыми можно достичь просветления (и многие достигли, как считается). Может, и у Вас получится? Итак, кто хочет вкратце ознакомиться с Дзен - читайте эту страницу дальше... кто хочет узнать поподробнее пожалуйте сюда... ________________________________________ Дзенские истории. Чашка чая. Нан Ин, японский мастер дзен, живший в эру Мэйдзи (1868 - 1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен. Нан Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: - Она же полна! Больше не входит! - Вот как эта чашка, - ответил Нан Ин, - и Вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать Вам дзен, пока вы не опорожните свою чашку? "Чашка чая" в христианстве. Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное... (Евангелия) Луну не украдешь. Рекан, мастер дзен, скромно жил в маленькой хижине у подножья горы. Как-то вечером туда забрался вор, но лишь чтобы найти, что красть там совершенно нечего. Возвратившись, Рекан застал вора. - Ты, верно, прошел долгий путь, чтобы меня навестить, - сказал он вору, - и ты не должен уходить с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду. Ошеломленный вор взял одежду и выскользнул прочь... Рекан сидел голый и глядел на луну. - Бедняга, - отрешенно размышлял он, - как бы я хотел подарить ему эту прекрасную луну! Притча. (Притча Будды) Как-то идя по полю, человек встретился с тигром. Он побежал, тигр - за ним. Добежав до края пропасти, он ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр начал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз. Там, далеко внизу его поджидал другой тигр. Только лоза пока еще удерживала его... Две мыши - черная и белая - начали потихоньку подгрызать корни лозы. Рядом с собой человек вдруг заметил сочную, спелую землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна! Уход Эсюн. Монахине Эсюн было уже за шестьдесят, когда она собралась оставить этот мир. Она попросила монахов сложить во дворе погребальный костер. Твердо усевшись посреди деревянной пирамиды, она подожгла вокруг себя ее края. - О, сестра, - воскликнул один из монахов, - тебе горячо? - Это может тревожить лишь такого болвана, как ты, - ответила Эсюн. Пламя поднялось, и она отошла. История на закуску. (от Ошо) Однажды вечером в двери дзенского монастыря постучался монах. Он устал, был голоден и хотел остаться там на ночь. Хозяин открыл дверь, но вместо того, чтобы поприветствовать монаха, встретил его дзенским коаном - очень знаменитым. Он сказал: "Каково ваше изначальное лицо, лицо, которое было у Вас до того, как родились ваши отец и мать?". Монах снял с ноги свою сандалию и сильно ударил ею хозяина по лицу. Хозяин отступил назад, поклонился и сказал: "Добро пожаловать, добро Вам пожаловать. Ваше понимание просто потрясает". Потом у них была трапеза. Среди холодной ночи они сидели у огня, и гость спросил: "А сами Вы получили ответ на тот коан, который задали мне?". Хозяин сказал: "Я не так удачлив. Нет, я не получил ответа. Но я так много слышал о Дзен, так много читал, что я смог понять непосредственность Вашего ответа. Вы не колебались ни мгновения, Вы не думали над ним. Он исходил из вашей целостности. Он был не из головы - вот что я смог понять...". Конец истории... ________________________________________ Коаны. " Как звучит хлопок одной ладони? " Если у тебя есть посох, я дам тебе посох; если у тебя нет посоха, я отберу у тебя посох. "Коан про посох" в христанстве. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет... (Евангелия) " Видя портрет бородатого Бодхидхармы, Вакуан выражал недовольство: "Почему этот человек без бороды?" " Дзен сродни ситуации, когда человек, вцепившись зубами в дерево, висит над пропастью. Он не может дотянуться до веток ни руками, ни ногами. И тут вдруг другой человек его спрашивает: "Зачем Бодхидхарма пришел из Индии в Китай?". Если человек на дереве не ответит, то потерпит неудачу (как ученик Дзен), а если ответит - упадет в пропасть. Так что ж ему делать? " Китайская девушка Сэйдзио имела две души: одна все время болела дома, а вторая была в городе замужней женщиной с двумя детьми. Какая же душа была настоящей? " И прошлый и будущий Будда - оба его слуги. - Кто же он? |
Японский Этикет Японцы вежливые и сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны, как и для других народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения, вам будут очень благодарны. В то же время достаточно просто вести себя вежливо и соблюдать обычные правила общения, принятые в России. Например: Договаривайтесь о встрече заранее (не следует требовать аудиенции немедленно). На встречу приходите вовремя (японцы очень щепетильны в этом вопросе). Если вы не можете прийти на обед (или на другое мероприятие), обязательно предупредите об этом. Если, позвонив по телефону, вы ошиблись номером, нужно извиниться. Во время встречи или совещания дайте собеседнику высказаться, а не говорите все время один. Думайте о времени других и старайтесь, чтобы встреча протекала эффективно. Далеко не все японцы знают русский язык, поэтому старайтесь сопровождать ваши письма или предложения переводом на японский или английский язык. Если во время вашего пребывания в Японии кто-либо из японцев оказывал вам содействие, то по возвращении в Россию отправьте письмо с благодарностью. Тем не менее существует и некоторая специфика в поведении японцев. Следующие несложные правила могут пригодиться человеку, отправляющемуся в Японию в первый раз. Приветствие Несмотря на то, что традиция кланяться при встрече все еще очень распространена в Японии, бизнесмены при знакомстве часто жмут друг другу руки. Японцы не ждут от вас поклонов, однако небольшой наклон головы придется весьма кстати. Визитные карточки Встречи в Японии очень часто начинаются с обмена визитными карточками. Поэтому для общения с японцами очень важно обзавеcтись такой карточкой, особенно тем, кто занимается бизнесом. На визитной карточке должно быть указано имя, должность, рабочий адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты, желательно на русском и английском языках. Никогда не пишите на чужой визитке и не кладите ее во внутренний карман, так как это будет проявлением неуважения. Какое место занять И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило, находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на почетное место. Даже если из-за этого возникнет небольшая заминка, лучше поступить так, чтобы потом о вас не говорили как о нескромном человеке. Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он задерживается, то все встают по его прибытии. Принятие решений Бытует мнение, что на собраниях японцы принимают очень мало решений. Процесс принятия решения может затянуться, но зато реализуется оно, как правило, очень быстро. Не следует отчаиваться, что на это уходит много времени, и торопить японских партнеров с принятием решений. Приняв, наконец, решение, японец обязательно четко об этом скажет. Если конкретного ответа нет, значит решение еще не принято. Если вы плохо поняли ответ, который дают вам японцы, лучше всего уточнить, что имеется ввиду. Если японец понял суть вашего предложения, то он может сказать: "Понял". Но это вовсе не значит, что он согласен с этим предложением. Неформальное общение Японские дома обычно небольшие, тесные и находятся далеко от центра города, поэтому японцы редко приглашают гостей домой, а предпочитают развлекать их в ресторане. Когда вы преподносите подарок, хорошо опять проявить скромность, сказав что-либо вроде: "Извините, что это такой пустяк" или: "Возможно подарок вам не понравится". Когда приходят гости, им обязательно предлагают какое-либо угощение. Даже если человек явился неожиданно, ему обычно предложат перекусить, пусть даже это будет всего лишь чашка риса с маринованными овощами и чай. Если вас пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти достойный выход. Например, расскажет, когда и где нужно снимать обувь. Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги. Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого. Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства, сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой. Вытягивать ноги вперед не принято. Как вести себя за столом Когда вам предлагают какой-нибудь напиток, нужно приподнять стакан и дождаться, пока его не наполнят. Рекомендуется оказывать ответную услугу своим соседям. Когда вы пользуетесь за столом палочками, следует избегать следующих вещей: нельзя их скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со смертью); не следует двигать еду по тарелке и тарелку по столу; нельзя размахивать или указывать палочками на кого-либо или что-либо P.S. Еще предлагаю ознакомиться с комментариями по данной статье: Анна: Да уж, этика и эстетика в Японии наиболее важные категории, при чем, японцы очень требовательно относятся к их соблюдению со стороны иностранцев. Андрей: Чем моложе человек, тем проще он относится ко всяким условностям. А всякие препротивные японские бабушки с фотоаппаратами, которые ходят стайками, а потом пишут подметные письма... Есть для них один хороший ответ: "Не нравится - до свидания". В общем, вся надежда на молодое поколение японцев. :) Дмитрий: Знаете мой опыт общения показывает что общение и с Японцами в возрасте не несёт никаких особых сложностей. Достаточно солблюдать НАШИ нормы вежливости. Не выпячиваться. И они это принимают. Более того неоднократно было сказано что моё личное поведение как у Японца. И прм этом из контекста и поведения в течение длительного времени понятно было что это врядли вежливая фигура речи. |
Японский мир сверхъестественного Японский мир сверхъестественного включает в себя множество ошеломляющих представителей, от смешных и причудливых до поистине ужасающих. Обакэ*, японский "призрак", "дух", является тем, что предполагает его название: о - выражающий почтение префикс, в то время как бакэ - существительное от бакэру, глагола, означающего "подвергаться изменениям". Японские призраки являются по существу олицетворением трансформации. Они представляют собой один вид существа, который видоизменяется, трансформируется в другой, одно явление, которое испытывает изменение и модификацию, одно значение, которое теряет смысл и обретает его уже как что-то другое. Обакэ подрывают непреложные законы жизни, которые привычны для нас. Японский призрак - это преимущественно летнее существо. Есть очень мало страшных рассказов о шипении огня зимой и треске горящих поленьев, когда тени удлиняются, а слушатели пугаются настолько, что боятся ложиться спать. В мифах о японских призраках повествуется не столько о вампирах на холодной лестнице, скелетах в заплесневелом чулане или о пронизываемой ветрами колокольне, сколько, скорее, о смятой ночной рубашке или сломанном веере. Классический тип таких рассказов порождается душной погодой, выжимается из других вещей. Материалы, которые производят обакэ, могут быть разными: часто это обычный предмет, который находится под рукой, наиболее восприимчивый к преобразованиям. Зонтик может входить в мир сверхъестественного как обакэ-пар зонтика, который подымается с его полей и кажется злобным лицом. Есть также обакэ лампы (тотин), который появляется из обычного качающегося фонаря, окутывая его привычную форму сверхъестественной жизнью, когда тени и свеча внутри шатаются во в! ремя бури. |
Японские праздники Сейчас в Японии 14 государственных праздников (выходных дней) и еще множество традиционных, религиозных и местных праздников и фестивалей. Некоторые из них возникли совсем недавно, некоторые отмечаются уже тысячу лет. Отметим, что с большинством праздников в Японии поздравлять не принято - они просто отмечаются. Поздравляют японцы друг друга обычно в связи с важными событиями в жизни - с днем рождения, зачислением в старшую школу, поступлением в институт, рождением ребенка. По всем "личным" поводам принято дарить подарки. Также подарки дарят в конце года (осэйбо) и в середине лета, во время праздника Бон (отюгэн). Обычно в качестве подарка выступают различные полезные вещи: мыло, полотенца, еда, спиртное, экзотические фрукты. При этом не принято делать подарок чересчур "личным", указывающим как на отличное знание жизни одариваемого, так и на личность дарителя. Более всего ценится не сам подарок, а его внешний вид - красивая упаковка. Подарки никогда не разворачиваются в присутствии дарителя, чтобы ненароком его не обидеть. Также от подарков не принято отказываться. |