Форма входа

Категории раздела

Будо [2]
История Японии [1]
Культура [7]
Художественная литература [0]
Это интересно [3]
Язык [0]

Задай вопрос онлайн

200

Друзья сайта

  • Шымкентская Федерация Айкидо
  • Казахстанская Федерация Кендо
  • Айкидо Айкикай ДЗИКИСИНКАЙ г.Новосибирск
  • Казахстанско-французский центр
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Среда, 05.02.2025, 17:49
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Япония и японцы » Будо

    В категории материалов: 2
    Показано материалов: 1-2

    Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
    В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.

     Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, но истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы некоторые приемы фехтования для пешего и конного воинов, но по значимости в боевой подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня. В эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких и удобных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся основным оружием самураев, начинается быстрое развитие КЭНДЗЮЦУ.

     Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 великих школы КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ) и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).

     Обучение в ранних школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему другие виды оружия. Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, длинным шестом и т.д., приемы борьбы без оружия. Техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.

     Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались разнообразные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника. Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие - выжидательную тактику.

     В XVI в. появилась целая плеяда выдающихся мастеров КЭНДЗЮЦУ. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по другим данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю: создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в широкое обращение фукуро-синай - учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов и в дальнейшем открыло возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.

     В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами КЭНДЗЮЦУ были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Нитэн ити-рю:.

     Ягю: Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), помимо КЭНДЗЮЦУ включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др. В 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по КЭНДЗЮЦУ Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой известный трактат <Фудо:ти симмё: року>, разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти - единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении <Хэйхо: кадэн сё>.

     Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме - ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных бесчисленных приемов КЭНДЗЮЦУ Его ученик Оно Тадааки был наставником по КЭНДЗЮЦУ сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал сильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение <Тайаки>.

     Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами - длинным и коротким - одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность КЭНДЗЮЦУ Мусаси изложил в знаменитом трактате <Горин-но сё>. Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в которой КЭНДЗЮЦУ рассматривалось как вид дзэнского тренинга.

     С середины эпохи Токугава КЭНДЗЮЦУ начинает утрачивать свое практическое значение. Влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на психологической закалке и достижении состояния муга - <Не-Я> или мунэн - <безмыслия>.

     Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ КЭНДЗЮЦУ Благодаря этому широчайшее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения КЭНДЗЮЦУ из вида рукопашного боя в популярный вид спорта. Из новых школ только Дзицуё:-рю (основана Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала боевую ценность КЭНДЗЮЦУ.

     В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами КЭНДЗЮЦУ продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

     После реставрации Мэйдзи популярность КЭНДЗЮЦУ резко снизилась, многие школы были утрачены. Для сохранения КЭНДЗЮЦУ и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы КЭНДЗЮЦУ многочисленных поклонников. В 1876 г. КЭНДЗЮЦУ было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай.

     Обучение КЭНДЗЮЦУ было введено в полиции. Большую роль в возрождении КЭНДЗЮЦУ сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г. В 1910 г. КЭНДЗЮЦУ стало одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. специальный комитет из крупнейших мастеров разработал Ката приемов кэндо: (<Путь меча>) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее типичные приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо: В настоящее время кэндо: в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старинных школ КЭНДЗЮЦУ: Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.
    Будо | Просмотров: 583 | Добавил: niktokak | Дата: 25.09.2011 | Комментарии (0)

    Айкидзюцу самураев



    Старинные документы говорят нам, что Айки-дзюцу было исходно разработано Минамото-но Ёсимицу, третьим сыном Минамото-но Ёриёси, который был потомком императора Сэйва в пятом поколении. В то время семья Минамото была одним из главных правящих кланов Японии, и из нее вышли многие известные бойцы и правители. Хотя история приписывает создание Айки-дзюцу Ёсимицу т его старшему брату Ёсииэ, более вероятно что эта боевая система ранее уже разрабатывалась внутри клана и сформировала основы, которые были усовершенствованы братьями.

     Из реальных исторических документов нам известно, что их отец - Минамото-но Ёриёси - который был правителем области Тиндзюфу провинции Осю, и его старший сын сражались против Абэ-но Садатоу в войне Дзэн Ку Нэн (1051-1062). Война была длительной и трудной, но, наконец, в сентябре 1062г. пришла победа - после разгрома Абэ-но Садори в сражении при Коромагава-но Яката.

     Двадцать лет спустя восстание семьи Киёхара в провинции Осю привело к Госсанской войне (1083-1087), которая известна жесткими боевыми и погодными условиями, поскольку в основном велась в глубоком снегу. Когда Ёсииэ понес тяжелые потери и оказался под угрозой поражения, Ёсимицу пришел на помощь брату. Две группы соединились для атаки замка Канадзава, но Ёсимицу встревожило внезапное нарушение полета стаи диких гусей, за которой он наблюдал. Он правильно угадал, что враги ждут их в засаде в соответствии с учением военного стратега Ооэ-но Масафуса, и изменил свои планы, чтобы спутать карты врагов. В результате они закончили войну победой 14 ноября 1087г.

     В старых документах говорится, что развитию Айки-дзюцу способствовало проводившееся Ёсимицу и его братом исследование строения костей и функционирования тела человека. Многие считают, что основой разрабатывавшейся техники были результаты вскрытия трупов с целью анализа работы костей и связанных с ними тканей. Безусловно, оба героя часто показывали себя великими воинами. Минамото-но Хатимантаро Ёсииэ был мастером стрельбы из лука, а Минамото-но Ёсимицу владел со-дзюцу (применение копья), то-хо (владение мечом) и тай-дзюцу (позднее оно было названо дзюдзюцу) так же хорошо, как и стрелял из лука.

     Старший сын Ёсимицу - Ёсикиё - переехав в район, известный под названием Кай, основал новую ветвь семьи, которая с того времени стала называться "Кай-Гэндзи Такэда" (Кай - название местности, Гэндзи - исходное коренное имя семьи, и Такэда - новое имя). Семья Такэда развивала свои собственные уникальные формы боевых искусств, в том числе стрельбу из лука, искусство езды на лошади, приемы боя мечом и копьем и Айки-дзюцу. Они дополнили свою эффективную систему ведения боя, в целом называемую "хэйхо", эффективными элементами системы "гунпо" (полевой стратегии), включающей методы запруживания рек (с целью затопить лагерь врагов или оставить их без воды) и рытья туннелей (для добычи золота или проникновения во вражеский замок через подкоп под стеной).


    Распад семьи Кай Такэда

     К концу эпохи Сэнкогу великая и исключительная семья Такэда породила еще одного воина-героя - Такэда Сингена. Великий талант предводителя и ярость в сражениях он проявил в войне, которую вел против Уэсуги Кэнсина - правителя территории Этиго. Их самое известное сражение произошло у г.Каванкадзима в 1561г.

     Своими выдающимися успехами в военных делах Такэда Синген был обязан не только собственному таланту и амбициям, но и выдающейся группе последователей, каждый из которых был в своем роде знаменитостью. Санада Юкитака и его семья достигали выдающихся результатов в бою, даже сражаясь на стороне проигрывающих. Обата Торамори снова и снова показывал себя бесстрашным воином, в от время как Ямамото Кансукэ был блестящим военным тактиком и стратегом. Сочетание их выдающихся способностей на много лет послужило непреодолимым препятствием для военных претензий соседей.

    Ямамото Кансукэ изложил учение своего клана в книге "Хэйхо Окуги Сё" ("Внутренние секреты военной стратегии"). Этот выдающийся труд содержит сведения об искусстве владения мечом, приемах захвата (торитэ) и бросков (нагината) без оружия, применении различных видов оружия, атакже об использовании человеческих ресурсов и законах. Вероятно, наиболее ценна вторая часть книги, представляющая собой учебник подлинной стратегии, которая столь же эффективно используется в деятельности современных японских корпораций, как и на полях сражений Японии XVI века.



    В 1572 году Такэда Синген столкнулся с Токугава Иэясу и полностью разбил его, но вскоре умер от ран, полученных на пути в Киото. Время и место его смерти не установлено. В апреле 1573 года Такэда Куницугу передал последнее желание и завещание Такэда Сингена их стороннику - Асина Мориудзи, правителю провинции Айдзу. Асина Мориудзи дал ему поместье с большими земельными угодьями и уговорил остаться в своей свите в качестве мастера меча. Предложение было охотно принято, поскольку жизнь ветви Кай семьи Такэда в своем районе стала сложной.

     Кавалерия Кацуёри - сына Такэда Сингена - была элитным войском того периода, и многие генералы считали ее непобедимой. Поэтому их 15-тысячная армия уверенно атаковала объединенные силы сёгуна Токугава и Ода Нобунага 21 мая 1575 года. Это сражение вошло в историю под названием Нагасино-но Кассен. Многочисленные конные самураи, вооруженные до зубов и с детства воспитанные с целью убивать или быть убитыми в сражении, выглядели по меньшей мере впечатляюще.

     Кровь их врагов должна была застыть при виде всадников Такэда, маневрировавших точно и согласованно на полном скаку. Однако Токугава Иэясу и Ода Нобунага всегда верно и по достоинству оценивали силу и подготовку воинов Такэда, и понимали, что обычными способами их не победить. Поэтому они разработали свои планы, и довольно хорошие, хотя и не соответствующие этике самураев ставящих честь и храбрость превыше всего.

     Кажущиеся непреодолимыми волны кавалерии Такэда накатывали на врага и раз за разом их косили в упор залпы мушкетных пуль из фитильных ружей, известных японцам под названием Танэгасима.

     Огнестрельное оружие было завезено в Японию без всякого злого умысла в 1543 году Диего Зеймото, участником португальского торгового каравана Фернама Мендеса Пинто, прибывшего в порт Танэгасима, по имени которого и были названы ружья. Пинто известен как один из первых европейцев, посетивших Японию. Через пять с половиной месяцев после того, как Пинто покинул островную империю, опытные японские оружейники уже сделали шестьсот таких ружей, которые называли также "хинавадзю", что буквально означает "оружие, стреляющее с помощью веревки" или "фитильное ружье". Когда в 1556 году он вернулся в Японию в качестве посла вице-короля Португалии дона Алонсо де Норонга, ружей было уже триста тысяч. Сыгравшее решающую роль в истории Японии огнестрельное оружие, решившее исход как битвы при Нагасино, так и сражения при Сэкигахара, установившего правление сёгуната Токугава, не ушло далеко от конструкции мушкетов, завезенных португальцами в Японию в XVI веке.

     Этот печальный опыт внедрения цивилизации на Японские острова не прошел мимо такого вдохновенного певца самурайского духа, как Акира Куросава. Именно от коварного огнестрельного оружия, уравнивающего мастера и бандита, гибнут герои его фильма "Семь самураев". А трагическая картина сражения при Нагасино, которое правильнее было бы назвать бойней, венчает его же масштабную кинопостановку "Тень воина".

     В тот роковой день двенадцать тысяч самураев, гордость провинции Кай, расстались с жизнью, и для явно проигравшего сражение Такэда Кацуёри не осталось иного выхода кроме возвращения на родную землю. Во время возвращения в Кай было потеряно главное сокровище семьи Такэда - знаменитый шлем, называемый Сувахоссё-но Кабуто, сделанный известным мастером-оружейником Мётином. Эта потеря, казалось, лишний раз потверждало, что поражение было не из рядовых.

     В феврале 1582 года силы Ода Нобунага и сёгуна Токугава напали на Кацуёри в его собственных владениях, и после тяжелой битвы против превосходящих сил врагов Такэда Кацуёри, последний из Такэда в провинции Кай, лишил себя жизни принятым у самураев методом сэппуку (более известным как харакири). Таким образом, секретное искусство Минамото-но Ёсимицу, передававшееся от поколения к поколению самураев семьи Такэда провинции Кай, через Такэда Куницугу оказалось передано самураям провинции Айдзу. Так искусство пережило основавшую его ветвь семьи.
    Будо | Просмотров: 573 | Добавил: niktokak | Дата: 25.09.2011 | Комментарии (0)