Форма входа |
---|
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Задай вопрос онлайн |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Поиск |
---|
Главная » Статьи » Иайдо » Общая информация |
Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех тсубах присутствуют кодзука хитсу-ана и когай хитсу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, ёкотэ и хоримоно и так далее. Тати косираэ — меч в оправе для тати. Букэ-дзукури косираэ — вообще букэ-дзукури — это оправа для катаны. На иллюстрации букэ-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок. Тати косираэ Кабуто-ганэ — яблоко. Наличие кабуто-ганэ — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации. ![]() Аси — крепления для подвешивания ножен. Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти. Семеганэ — крючок для подвешивания меча на стену. Сайядзири — окованный металлом кончик ножен. Сайя — собственно ножны. Тсуба Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч. Мими — область рядом с границей тсубы. Фукурин — кольцеобразное ребро тсубы, внешняя граница. Когай хитсу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно. Секиганэ — подгонка тсубы, небольшие кусочки мягкого металла. Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и еще меньше, расположенные в этой части тсубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, с помощью которого меч привязывается к руке. Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа. Мей — клеймо изготовителя. Кодзука хитсу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа. Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то тсубу можно назвать сукаси-тсуба. Букэ-дзукури косираэ Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах. Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура. Сито-домэ — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты. Кодзири — укрепленный кончик ножен. Катана Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура. Касира-ганэ — отверстие для крепления шнура. Макидомэ — выпуклый узел. Тсука — рукоять меча. Тсука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Тсукамаки — название процесса оплетки. Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах. Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата. Фути — кольцо, упрочняющее рукоять. Тсуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей. Сэппа — шайба между тсубой и хабаки. Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей. Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво. Омотэ — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной. Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу. Мунэ — спина клинка, задняя часть без заточки. Ха — лезвие, режущая кромка меча. Хи / бо-хи — дол, облегчающий меч. Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон. Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию. Синоги-дзи — плоскость меча между синоги и мунэ. Хирадзи — часть меча между синоги и хамоном. Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи. Ёкотэ — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка. Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область. Боси — закаленная область киссаки. Фукура — изгиб клинка в киссаки, между ёкотэ и острием. Тосин (клинок) Накаго-дзири — конец хвостовика. Хитоэ — спина хвостовика, переходящая в мунэ. Накаго — собственно хвостовик. Мекуги-ана — отверстие для мекуги. Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф. Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти. Ха-мати — лезвийный пропил. Мунэ-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропиле удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки. Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров. Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари. Нагаса — длина клинка от мунэ-мати до кончика киссаки. Сори — кривизна клинка. Тсуба-мото — треть клинка, прилегающая к тсубе. Тю-о — средняя треть клинка. Моно-ути — дальняя треть клинка. | |
Просмотров: 3328 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |