Форма входа

Категории раздела

Общая информация [5]
Новости [0]

Задай вопрос онлайн

200

Друзья сайта

  • Шымкентская Федерация Айкидо
  • Казахстанская Федерация Кендо
  • Айкидо Айкикай ДЗИКИСИНКАЙ г.Новосибирск
  • Казахстанско-французский центр
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск

    Пятница, 11.07.2025, 12:29
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Иайдо » Общая информация

    Меч, как инструмент изменения внутренней сути. Иайдо.
    Меч, как инструмент изменения внутренней сути.  Иайдо.

    Автор: Юрий Быков "Derek".  Эссе в пяти частях. (Части вторая, третья, четвёртая, пятая).  Публикуется с разрешения автора, 20 мая 2005 года.
    Часть 1.
    Дом мой сгорел дотла.
    Как прекрасны цветы,
    Осыпаясь…
    Басё
     Иайдо, или "оставаться на Пути"… Редко какое из традиционных воинских искусств японского архипелага не может похвастаться своей духовной стороной. Как правило, чем более традиционно искусство по методам тренировки, тем большее внимание уделяется этому незримому и неосязаемому, но очень важному аспекту.
    Интересное наблюдение: в школах современного толка, культивирующих спортивное направление, духовному аспекту практически не уделяется внимания.
    А зачем? Для победы на ринге или татами больше нужны многократные повторения простых и действенных приемов, сила, скорость и так далее, но никак уж не эти заумные философствования о Пути воина, состоянии не-мыслия и прочей ерунде. Так-то оно так, да не совсем…
    Ошибка кроется в подмене конечного результата. На поле боя победа означала жизнь, не больше и не меньше. На чемпионате, неважно, мира или области, проигрыш означал самое большее набитую шишку. Причем травматизм, как правило, тем меньше, чем выше ранг соревнований.
    Самое обидное, что человек, небольшое время прозанимавшийся, скажем, спортивным каратэ, выходит в ночную темноту после тренировки в святой уверенности в своих силах и непобедимости. Как же, он знает оч-чень страшное слово - "каратэ"! От этого все предполагаемые враги должны разбежаться кто куда, а не успевшие унести ноги - сделать себе харакири…
    Увы. Реальность чуть-чуть более жесткая штука. В этом наш герой спортивного татами убеждается в первой же стычке. И к боли и стыду от полученных повреждений и отобранного CD-плеера примешивается изрядное разочарование, замешанное на животном страхе: а вдруг этот ужас повторится? Да не пойду я на эту тренировку, будь она неладна, лучше сделаю бутерброд побольше и засяду за компьютер: у меня там империя недостроена, а каратэ…
    А что каратэ? Дрыгоножество и рукомашество, никакой пользы оно не приносит, кроме вреда. Причем все это чаще всего говорится перед зеркалом, морщась и ощупывая здоровенный бланш под глазом.
    Так уж повелось у людей, что заниматься каким-либо боевым искусством (или хотя бы отдаленно похожим на боевое и еще меньше на искусство) человек приходит в период подросткового становления личности, когда повлиять на его внутреннее развитие может  все, что угодно, вплоть до пролетающей мимо мухи. Общественное мнение, в данном случае мнение окружающих его сверстников, выходит на первый план, и к тому же норовит вытеснить тоненький голос разума, который пытается докричаться сквозь бурю бушующих в крови гормонов: ты не прав, ты просто потакаешь себе, ты на самом деле лучше, чем представляешь… Да! - отвечает человек голосу своего разума, я не просто лучше, я самый лучший, я самый любимый, и я у себя один такой… и потому буду себя, разъединственного, любить и нежить. А главное - не перенапрягать.
    Вот так в мире прибавляется слабых.
    Ясное дело, на этом месте читатель уже устал. Скорее всего потому, что увидел себя в этом кривом зеркале. Не волнуйся, читатель, ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО самый любимый и единственный. Отложи-ка эту бредятину и отправляйся… нет, не туда, куда ты, может быть, подумал, а всего лишь к телевизору, вставь любимую кассету с очередным голливудским боевиком и забудь все это.
    А для тех, кто остался, я продолжу.
     Если серьезно, то никакое воинское искусство немыслимо без внутренней тренировки. Под внутренней тренировкой я понимаю прежде всего укрепление психики, позволяющее в экстремальный момент не только мгновенно собраться для боя, зачастую с несколькими противниками, но и адекватно оценить ситуацию, чтобы не превратить элементарную просьбу закурить в кровавое побоище. Многие слышали или читали об ощущении "ветра смерти", "шестом чувстве" и тому подобных вещах. Настало время применить это к себе.
    Если кто-то подумал, что я ему прямо сейчас расскажу рецепт непобедимости без приложения усилий, может расслабиться. Непобедимых нет. На сильного находится более сильный и не важно, встретите вы кого-то сильнее вас или нет. Просто поверьте - этот кто-то существует. Поверьте и смиритесь.
    С этого начинается любая серьезная тренировка.
    Смирение - не означает рабство. Воинское смирение несколько иного толка. Это смирение перед самим собой, перед необходимостью изменить себя к лучшему и не жалеть о прошедших днях и пропущенных возможностях.
    Это осознание собственного несовершенства.
    Это готовность измениться. Не только внутренне - естественно изменится и оболочка.
    Это осознание предстоящего труда. Труда тем более тяжкого, что никто не может проследить и заставить, кроме одного только человека - себя самого.
    В средневековой Японии становление личности воина начиналось задолго до начала обучения собственно боевым искусствам. Собственно, все воспитание маленького человека было направлено на пользу семьи. С самого рождения в нем выращивалось - сначала родителями и наставником, потом им самим - грандиозное чувство ответственности. Перед семьей, перед господином, перед страной… Долг самурая - кто не слышал этого словосочетания? Долг следовало исполнять несмотря ни на что, вплоть до собственной смерти.
    Интересно, многие ли могут похвастаться - нет, не теплыми чувствами! - а хотя бы терпимостью к спившемуся отцу? И это притом, что самому не хватает денег на сигареты?..
    Отсюда и любовь к боям на подушках и неспособность что-то серьезно изменить в своей судьбе. Так проще, так не надо ничего делать. Большинство окружающих распустило себя до такого состояния, в котором вовремя отдать долг соседу - это подвиг, а добросовестно исполнять свои рабочие обязанности - значит снискать славу сумасшедшего.
    Где уж тут чувствовать жизнь в каждом вздохе…
    Редко кто приходит в традиционные воинские искусства. Еще меньше - остаются на срок, за который можно даже не научиться, а просто что-то для себя понять. Правда, после этого эти немногие остаются насовсем, поняв для себя, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО лучше, чем думали о себе раньше. И именно это заставляет их двигаться дальше. Одно время был очень распространен лозунг пофигизма, звучавший так: "тебе что, больше всех надо?". Так вот, мастерами чаще всего становятся те, кто не стесняется ответить: да, мне больше всех надо! Надо от себя - в первую очередь.
    Теперь - о методах.
    Нельзя отрицать, чисто механическое повторение приносит пользу. И физические кондиции вырастают, и терпение тренируется. Кто не верит - попробуйте взять боккэн у увлекшегося кэндо соседа и сделать… нет, не тысячу, а хотя бы полтораста вертикальных субури… убедились? Тогда продолжим. Повторять техники следует многократно. Но на этом работа не заканчивается, а начинается. Если уж мы говорим об искусстве меча, а это, на мой взгляд, универсальное боевое искусство, то следует помнить, что просто махать можно круглой палкой, или в крайнем случае боккэном (да простят меня коллеги за этакое кощунство), но не мечом.
    Мечник - как сапер, ошибается один раз. После этого он либо теплый труп, либо кретин с поломанной железякой в руке. Причем неизвестно, что хуже.
    Избежать этого можно одним способом - внимательностью к своим действиям. У меня был в практике случай, когда качественный скачок в технике учеников произошел после того, как я учил их… заваривать чай.
    Не торопясь.
    Некоторые из них до сих пор представляют это действо в момент перед выполнением какого-нибудь укэнагаси…
    В момент извлечения клинка голова должна быть абсолютно пустой, без единого движения вовне. Ничего не должно существовать, ничто не должно влиять на линию движения. Ведь птица, когда летит, не думает, как именно ее крыло делает ВЗМАХ…
    В искусстве чайной церемонии есть два вида почтения. Первый - внешний - это почтение к остальным участникам, к окружающим предметам, к своему собственному внутреннему состоянию. Второй - это просто почтение. Безо всякой направленности. Именно это почтение позволяет исполнить ту или иную последовательность без запинки и внутреннего колебания.
    В случае поединка это еще и почтение к врагу. Там где есть почтение, нет места злобе. Таким образом, если поединок проходит с почтением с обеих сторон, то смерть одного из противников не оставляет негативного следа в душе второго. Более того, если этот настрой сохраняется в мирное время, то многие конфликты исчезают сами собой, и многих ненужных смертей представляется возможным избежать.
    * * *
    Часть 2.
    Лепестки дождя
    Срываются с веток Неба.
    Всего лишь весна…
    Басё
     Для каждого из нас однажды наступает момент выбора Пути. Странная это штука - выбор… С одной стороны, приходится выбирать самому, не стесняясь самых глубоких и неслышных колебаний души. И ответственность ложится на плечи выбирающего.
    С другой стороны, приходится предоставить выбор Пути, ведь Путь тоже выбирает нас, и это приводит к единственно возможному из направлений первого шага. И ответственность за этот выбор помогает идти. Можно назвать это фатализмом, но принять Путь воина можно лишь, когда Путь выбирает идущего. Часто, особенно в начале, кажется наоборот, но идущий знает истинное положение вещей.
    Для тех, кто приходит в класс Иайдо, все поначалу кажется необычным и непонятным, всякое действие окружающих полно скрытого смысла, и новичок теряется в своих бессвязных попытках подражать, не выбиться из колеи, не стать посмешищем… поэтому первый год ни ему самому, ни его наставнику не стоит ждать сколько-нибудь серьезных успехов в технике. Главным успехом ученика в этот период будет адаптация и закрепление основных стереотипов поведения, восприятие ритуалов и так далее. Излишние требования могут оттолкнуть ученика.
    Однако здесь следует избегать перекосов, и не оставлять ученика наедине с собственными мыслями надолго. Поскольку за первым годом обучения последует еще год, а за ним - еще и еще, необходимо подвести ученика к осознанию определенной перемены в его жизни. А это приносит обязательные трудности.
    Проблема в том, что многие, гордо величающие себя фехтовальщиками, сами не всегда обращают свое внимание на изменение собственного внутреннего мира.
    Однако о каком изменении можно говорить, если так называемый фехтовальщик берется за меч только в часы официальной тренировки, два или три раза в неделю по два часа?
    Увы, в воинских искусствах нет особых секретов, кроме одного, и я его сейчас раскрою:
    Чтобы стать мастером, нужно заниматься каждый день. Не отбывая повинность, а добровольно и с радостью отдавая тренировке силы. И время. И результат будет. Поскольку все в мире подчиняется закону равновесия - сколько вложил, столько и получил, ни больше, ни меньше. Нельзя добиться хорошего иай, только подражая наставнику, и не обращая внимания на изменения в себе.
    ****
    Иайдо формализовано. Однако - и в этом различие с другой стороной одного и того же искусства, а именно кендо - поединков в нем нет, по причине использования специального меча - иайто, который, с одной стороны, не пригоден для удара о что-либо такой же твердости, но с другой стороны, имеет гораздо более высокую травмоопасность в случае удара по живому человеку.
    Безусловно, в иайдо есть соревнования, и критерии здесь - прежде всего точность движения, соответствие его традиционному канону, также учитывается необходимость уложиться во время, отведенное на выполнение набора из нескольких ката. А эти требования реально выполняются в процессе одиночной работы.
    Точность здесь - самое важное, поскольку от отточенности и проработанности движений зависит общая красота поведения - самое важное в искусстве меча.
    Если это, конечно, искусство, а не тупое подражание самурайским боевикам…
    Простой пример: при исполнении смотреть вниз, на ножны, на меч и так далее - нельзя, потому что подразумевается, что перед тобой - живой противник, а то и не один, а несколько.
    Для непонятливых скажу - неуважительно убивать людей, не обращая внимания на их ответную реакцию.
    В то же время, в соревнованиях очень важно по окончании комплекса ката вернуться в начальную точку с точностью до одной длины стопы. Это оценивается чуть ли не наравне с правильностью ритуала.
    Вот и крутись, как хочешь… а вниз не смотри.
    ****
    Так уж выходит, что в мире все чаще и четче проявляется действие закона "подобное - к подобному". Это "есть хорошо", так как создание какой-либо системы ведет к облегчению понимания. То же и в традиционных воинских искусствах. Пожалуй, даже и не только в воинских, а в традиционных искусствах вообще.
    Как правило, если ты горишь искусством меча и не проходит и часа, как ты возвращаешься в мыслях к тем же самым темам вроде нукицукэ, тибури или правильного поворота ножен при вкладывании, то рано или поздно,  но ты заинтересуешься и поэзией, и каллиграфией, и остальными проявлениями традиционной японской культуры.
    Не пугайся, читатель, это нормально. Мы делаем иай - иай делает нас.
    ****
    Следует сказать о выражении лица во время тренировки. На лице, как в зеркале, отражается весь внутренний настрой, вся эта лень, или злость, или посторонние мысли. В данном случае существует обратная связь - какое выражение лица вы будете сознательно сохранять, такое состояние, в конце концов, и воцарится в вашей душе.
    То, что иай возможно только в состоянии покоя, не новость. Любое воздействие на спокойного, сильного духом воина обречено на провал по одной простой причине - абсолютной адекватности восприятия  последнего. По этой причине не проявляются лишние движения тела и души во время серьезной переделки, а значит, нет препятствий для осмысленного и четкого правильного действия.
    ****
    Есть еще один аспект, актуальный среди занимающихся. Речь идет об использовании реального клинка, со всеми его невероятными качествами.
    Мнения на этот счет разделились. Одни считают, что меч должен быть настоящим, острым и опасным, и питают презрение к тупому иайто, поскольку, мол, это является только подражанием, недостойным идущего по Пути. Таких, к счастью, немного.
    Другим реальный меч видится опасной игрушкой, ушедшей в прошлое, которое не стоит возвращать, ввергая страну в эпоху Камакура. Как правило, такие появляются в местах скопления первых, и своим присутствием их уравновешивают. Их тоже немного.
    Как-то сложилось, что мое мнение не совпадает ни с первым, ни со вторым. Поскольку искусство меча - это Искусство Меча, то, прежде всего, на первый план должно выдвигаться его влияние на адепта. Не внешние, но внутренние изменения должны быть на первом и главенствующем месте при обучении, и занимаясь оттачиванием техники, нужно преследовать лишь одну цель - обретение спокойного, как гладь горного озера, духа.
    А это означает, что с какого-то момента работы над собой становится неважно, что именно у тебя в руках - катана Биценской школы или ее современная реплика, заказанная по Интернету.
    Ну не рубить же ею головы, в конце концов…
    Поборникам уличной эффективности могу, предупреждая возможные вопросы, скажу: техника меча, наработанная усердными занятиями, эффективна. Естественно, никто не просит ходить по улице с мечом. Однако при правильном подходе к методике обучения становится видно, что движения с мечом предельно четко перекладываются на пустые руки. Например, если сложить удар из серии "кириагэ" - восходящий, с его реальным продолжением - разворот и "кэса гири" то получится… элементарный бросок через бедро.
    Просто это не самый легкий путь достижения цели. Он предполагает изменение стереотипов движения в сторону непрерывной траектории в противоположность современным воззрениям на бой вообще и на поединок один на один в частности. Формализованность и оторванность от жизни в школах меча - всего лишь направленная вовне иллюзия. Хотя бы потому, что любое искусство ВСЕГДА преображает человека, который изучает его. А это уже требует некоего уединения, которое, в свою очередь, достигается различными путями. И один из этих путей - ритуал. Внешний ритуал в идеале должен быть созвучен с ритуалом внутренним, и тогда работа над собой будет наиболее плодотворна. И здесь напрашивается вывод, что не зря в семейных школах воинских искусств работа с учеником начиналась с малых лет. Так гораздо проще произвести настройку психики воина, и не тратить силы на преодоление навязанной извне системы ценностей.
    ***
    Чаще всего, на мой взгляд, самым большим препятствием на Пути является непонимание. Непонимание самого себя, непонимание других… непонимание себя в других. Более того, бывает, что именно непонимание (точнее, подспудное желание избавиться от такового) приводит человека на Путь. Способ, надо сказать, радикальный, ведь проходит несколько лет, и прежняя личность просто перестает существовать.
    Вместе со всем и всяческим непониманием себя и других.
    Интересно, что данная реконструкция личности затрагивает все аспекты психики, вплоть до самых глубинных процессов, выступая в качестве своеобразного фильтра, отделяя все наносное и ненастоящее от истинной основы человеческой сущности. От возраста отдельно взятого Идущего зависит, насколько болезненным будет этот процесс, поскольку стереотипы имеют свойство укореняться со временем. И, соответственно, чем позже, тем больнее от них избавляться.
    В современном мире человек с рождения попадает под жесткий прессинг со стороны носителей различных ценностных систем, как индивидуальных, так и "общепринятых", и ему приходится принимать правила игры хотя бы для того, чтобы элементарно выжить. Однако если его внутренние личностные установки не соответствуют навязанным извне, то с каждым годом нарастает внутреннее напряжение, которое приводит к конфликтам. Именно в таких случаях возникают предпосылки к изменению внешнего окружения. Относительно воинских искусств, как частного случая такого изменения, можно заметить, что это - путь немногих. Все, или, по крайней мере, достаточная часть населения хочет побеждать и завоевывать (неважно, что именно), но по-настоящему поменяться хватает воли у единиц.
    И они сразу же теряются из вида большинства.
    На первое место сейчас выходят не столько боевые техники, сколько умение найти себя и удержаться в этом качестве. Именно эта цель, на мой взгляд, должна преследоваться в процессе обучения и практики. Естественно, здесь не обошлось без парадокса: на тренировке думать о столь высоких материях нельзя. Это затормозит обучение.
    А боевые навыки - дело побочное и само собою разумеющееся, как цветок у дороги.
    "    * *

    Часть 3.
    Шатая дощатую дверь,
    Сметает к ней листья с чайных кустов
    Зимний холодный вихрь.
    Басё
     Практикуясь в высоком искусстве меча, поневоле приходишь к выводу, что жизнь во всех своих проявлениях похожа на поединок. Чаще всего в этом поединке противником оказывается свое собственное неумение, лень и косность образа мысли. Можно ли преодолеть самого себя? Этот вопрос актуален для того, кто только встал на Путь. В начале всегда чувствуешь себя неуверенно, особенно когда на тебя очень сильно влияет общественное мнение (а мнение большинства в девяти случаях из десяти направлено только в одну сторону: "на хрена тебе это надо?"), и, соответственно, самое большое испытание - это испытание первое. Дальнейшие тяготы воспринимаются как-то… легче, что ли.
    Хотя я могу судить, только опираясь на личный опыт.
    Поединок происходит одновременно по всем уровням бытия. Напыщенная фраза, не так ли? Однако она как нельзя более определяет характер явления, что именуется боем.
    Достаточно большое количество мастеров, как древних, так и ныне живущих, на вопрос о смысле боевых искусств отвечают неоднозначно, и в большинстве своем непонятно.
    Сейчас, по прошествии порядочного периода непрерывного обучения и практики (не считаю это время очень уж длинным, какие-то двадцать лет), я начинаю понимать - почему.
    Те наивные ученики, кто жаждет конкретики от мастеров, могут не надеяться на нее. Ее не существует, поскольку для мастера нет понятия определенной техники.  Она, эта техника, ушла внутрь, и нет для старого мастера нужды следовать какому-то внешнему канону. Он - сам себе канон. Он дышит искусством, его повседневные бытовые дела и есть его техники. Понимая это хоть краем сознания, по-другому смотришь на фразу "нитидзе, корэ додзе" (ваша жизнь - ваше додзе).
    Настоящий мастер воплощает данную идею самим своим существованием. Он стар и слаб, он склонен к полноте или мучается зубной болью, но если вы возьмете меч и станете напротив, то моментально придет понимание: ваша молодость и сила, реакция и фантазия, нестандартность мышления и прочие достоинства - ничто. Один мой хороший друг и коллега испытал это на себе на знаменитом фестивале в Москве, где участвовало в демонстрациях и поединках ни много ни мало пятнадцать мастеров-японцев от седьмого дана и выше. Ему выпала удача сойтись в дружеском поединке с самим президентом всеяпонской федерации кэндо, глубоким стариком, который тем не менее ни разу не позволил себя не то что ударить, а и даже коснуться.

    ***
    Так что насчет конкретных техник, уважаемые начинающие, лучше обращаться к своим сэмпаям. Их уровня, как правило, хватает, чтобы дать вам именно то понимание, до которого вы доросли. И не забывайте, что хороший сэмпай растет точно так же, как и вы. Вообще воинская традиция - очень умная система. Иерархия в ней являет собой, на мой взгляд, лучший пример отношений между старшим и младшим. Обязательно есть тот, кому ты задаешь вопросы, но есть (или рано или поздно появится) тот, кто будет задавать вопросы тебе.
    Однако это - не самоцель. И стыдно забывать об этом. Конечно, есть такие, кто не только своим искусством стремятся что-либо себе доказать, но и количеством учеников. Или, что еще более противно, их отношением к своей драгоценной персоне. Для таких музыкой звучит почтительное обращение, их хлебом не корми, дай только услышать в свой адрес "сэнсэй", "учитель", или, на худой конец, "мастер"…
    У таких, как мне кажется, учиться не стоит вообще чему бы то ни было, даже если они семи пядей во лбу и способны посрамить своими движениями самого Ягю Мунэнори. Поскольку в данном случае имеет место быть не просветленный непоколебимый дух, а обычное мелкое человеческое тщеславие. К Пути воина данные личности имеют такое же отношение, как матрешки для иностранных туристов - к исконной русской культуре.
    Хотя не бывает правил без исключений. И возможно, есть некие мастера высокого уровня, требующие к себе подобострастного отношения, но… мне они не встречались даже в литературе, не говоря уж о реальной жизни, и я твердо убежден:
    если наставник, руководя группой учеников, чувствует себя на своем месте - ему пора на свалку.
    ***
    Следует еще раз напомнить, что техника как таковая, то есть понятие "прием", "вадза", есть ученическая категория. И чем дальше ученик продвигается по пути мастерства, тем большее внимание уделяется ощущениям от исполняемой техники, нежели самой технике. Бывает так, что построение движения верное, ритм выдержан, шаги, дыхание и прочие важности соблюдены до мелочей, но… техника не работает именно из-за отсутствия внутренней согласованности. Именно тогда на первый план выходит тренировка духа, который главенствует и ведет за собой послушное тело, которое, в свою очередь, естественно продолжается клинком…
    Кто может противостоять такому единству?
    Тренировка духа происходит всегда. В любое время, в любом месте есть возможность отточить свои реакции, не только изменяясь, реагируя на изменения мира, но и устоять, предоставив миру измениться в соответствии с твоим намерением.
    Напрашивается вывод: а как же быть с соблюдением традиции? Ведь не будет же противник бить раз за разом в одно и то же место, позволяя совершить отточенное повторениями противодействие. Естественно, не будет. Это и не нужно для победы над ним.
    Занимаясь восточной традицией, всегда начинаешь с простого. Чаще всего это простое (какое-либо действие или положение тела, а может, просто мысль о чем-либо определенном) не связано напрямую с вопросом непобедимости - так, как новичок представляет себе непобедимость. В искусстве меча есть несколько - небольшое количество - базовых действий, называемых субури. Как правило, это простейшие действия, сходные с реальными ударами, и призванные выработать у ученика понимание правильных траекторий. Эти движения должны составлять основную часть работы любого занимающегося. Именно они позволяют добиться правильной и действенной техники.
    Схема проста: чтобы приспособиться к конкретной ситуации отдельно взятого поединка, надо уметь комбинировать отдельные удары. А это, в свою очередь, возможно, только если об этих самых отдельных ударах не думаешь.
    Короче, если ты с нездоровым интересом рассматриваешь вилку и считаешь у нее зубчики, то ты умрешь с голоду.
    ***
    По прошествии определенного участка пути у меня сложилось мнение, что не случайно искусство меча считается вершиной воинской традиции. Многие из мастеров, начав с чего-то совсем иного, например, с каратэ, в конце концов, приходят к мечу, находя в нем ответы на те вопросы, которые не могли быть раскрыты в других направлениях.
    То же айкидо, например, базируется именно на технике меча, но сейчас все меньшее количество инструкторов поднимает эту тему. Причина этому, как мне кажется, кроется в незнании материала.
    А это означает резкое снижение эффективности. Принцип прост: если ты не можешь сделать какую-либо технику айкидо с мечом в руке, значит, ты вообще не можешь ее сделать.
    Здесь, кстати, кроется одна из причин, почему в традиции могут удержаться лишь немногие: ведь по-хорошему, нужно сначала изучить меч, а лишь потом, после этого можно переходить к изучению полноценной рукопашной техники. А это ОЧЕНЬ скучно, в особенности поначалу. И тем более бесполезным кажется это занятие, если принять в внимание, что мечом сейчас никто не пользуется… так сказать, в быту и промышленности.
    Однако это только кажется мертвым языком. Проверено.
    "    * *








    Часть 4.
    Бабочки полет
    Будит тихую поляну
    В солнечном свету.
    Басё
     Есть еще одна (и далеко не последняя) грань традиционного искусства меча, без которой понимание невозможно в полной мере.
    Это та мистическая система преобразований и взаимодействий, о которой слышал любой уважающий себя "восточник", а именно - пять первоэлементов (го-дай сэтсу). Дело в том, что помимо всем известных ассоциаций (земля, вода, огонь, ветер, пустота) и чакр, соответствующих каждому из этих элементов (plexus pelvis, plexus epigastrus, plexus solyaris, plexus cardialis и plexus cervicus соответственно), существует добрых два десятка признаков и символов, относящихся к каждому из первоэлементов. Однако это достаточно специфическая область, и она нужна далеко не каждому.
    Я тоже в данном исследовании не собираюсь лезть в далекие дебри восточной мистики, а ограничу описание только нужными моментами, связанными непосредственно с поединком и - главным образом - с тренировочным процессом.
    Начнем с того, что каждому первоэлементу присуще свое настроение - от внутреннего ощущения до внешнего проявления этого самого ощущения. Для земли это стойкость и твердость, неизменность как основное свойство, и выражается оно в четком голосе, ощущении надежности и некотором догматизме. Для воды, соответственно, это текучесть, непрерывность, скрытая мощь (проявляется в мягком голосе, способности к компромиссу, и высокой сексуальной составляющей), огонь представляется энергией, которую не скрыть, и агрессией (не только в отрицательном, но и в положительном смысле), ветер считается воплощением перемен и интеллекта, а пустота…
    Пустота не изучается. То есть, конечно, этому первоэлементу соответствует и чакра, и настроение и так далее, но в работе с данной системой пустота - связующее и всеобъемлющее нечто, которое нельзя определить.
    Сами подумайте, что такое пустота?..
    ***
    Итак, перейдем к конкретике. Данную систему можно использовать в изучении фехтовальных комбинаций в качестве подходов, и, соответственно, расставленных акцентов внимания. Я надеюсь, что мое скудное понимание предмета не будет содержать слишком много очевидных ошибок.
    Так, на уровне земли изучается траектория движения, при этом не стоит отвлекаться ни на скорость, ни на силу. Очень важно на данном этапе запомнить положение опорных точек траектории, начало и конец каждого движения, подолгу замирая в каждом из положений, не делая разницы по длительности между промежуточными точками и началом и концом последовательности.
    Подолгу - это по две-три минуты. Это намного проще сказать, чем сделать - через некоторое время руки начинают предательски дрожать, глаза заливает честный трудовой пот, а острие меча рисует совершенно невообразимые иероглифы. Следует избегать излишнего напряжения мышц, дрожания острия и беспокойных мыслей.
    На уровне воды тренируется непрерывность движения без различий между нукицукэ, кирицукэ или тибуруи. Вся комбинация должна представлять одно сложное движение от момента извлечения до момента вкладывания меча в ножны. Следует избегать остановок и ускорения движения, а также полезно будет не думать ни о чем, а ощущение должно быть сродни тому, когда вы рисуете пальцем на запотевшем стекле.
    На уровне огня следует уделить главное внимание четкому и быстрому извлечению (причем соблюдая принцип "дзе, ха, кю" - медленно, быстро, быстрее), правильному и сильному кирицукэ - режущему удару, четкому и точному тибуруи. В последнем пункте, впрочем, рекомендуется избегать излишнего напряжения и резкости, поскольку тибуруи - движение, чаще всего завершающее какую-либо кровавую сцену, и быстрота здесь ни к чему.
    Ну, и наконец, на уровне ветра - ваше внимание должно быть направлено на легкость и точность движений, при этом надо помнить, что излишняя торопливость только помешает. Именно на этой ступени движения приобретают некую обманчивую неспешность, даже вязкость, которая и отличает истинное владение мечом и телом от незрелых потуг тщеславных любителей экзотики.
    А до пустоты нам с вами еще очень и очень далеко. Смиритесь с тем, что этой ступени вы никогда не достигнете.
    ***
    Вот вам и мистика. Причем мистика, которая работает. При условии известных усилий и концентрации, но работает. Однако дальнейшую разработку темы мы с вами проводить не будем, оставив ее для любителей и почитателей ниндзютсу.
    ***
    Стоит поговорить о практической стороне искусства, а именно о тактике поединка вообще, и о траекториях движения в частности.
    Схема строится следующим образом: любая боевая ситуация строится из отдельных движений. При работе против нескольких противников возрастает степень риска попасть под удар одного, пока расправляешься с другим. Это определяет акценты восприятия и построения перемещений. Возможно, мой небольшой опыт будет здесь полезен.
    Итак, во-первых, нельзя оставаться на месте, пытаясь своим злобным видом запугать надвигающихся врагов - у них в данном случае преимущество в численности, что порождает то самое стадное чувство, что зовется "шапками закидаем".
    Во-вторых, не стоит тратить много внимания на одного противника, игнорируя остальных - обидятся, не станут дожидаться, пока вы к ним повернете свой пресветлый лик, и долбанут сзади чем-нибудь тяжелым.
    В-третьих, перемещаться надо так, чтобы противники выстраивались в линию, на конце которой - на конце, а не в середине!!! - всегда оказывались вы. Один из основоположников российского самбо, в начале называвшегося "самоз", на вопрос о том, как он собирается победить целый взвод, спокойно сказал: "обращу их в бегство".
    На изумленные и недоверчивые взгляды он спокойно улыбнулся и сказал: "Просто побегу, а они - за мной". Вот, кстати, пример отличной тактики управления противником. Через какой-то промежуток времени супостаты растянутся в линию плюс-минус метр в стороны (выносливость-то у всех разная), и станет возможным принимать приглашения "потанцевать" от каждого в отдельности, а не от всех вместе.
    Это, кстати, увеличивает шансы адекватного ответа - с одной стороны, можно более полно реализовать свой потенциал, не особо ограничиваясь в пространстве, а с другой - не убить кого-нибудь, сам того не желая.
    В-четвертых, ударные, бросковые, и так далее техники должны быть построены так, чтобы брошенное бездыханное (или тяжело дышащее - как душа пожелает) тело падало под ноги следующим кандидатам, затрудняя им подход.
    В-пятых, следует в полной мере использовать предметы интерьера и ландшафта, в особенности предметы твердые и угловатые, но не стоит подхватывать с земли какой-либо подручный инструмент, если вы не являетесь мастером владения оного.
    Ну, и в-шестых, я рискну поставить свое личное мнение по поведению в таких ситуациях вообще:
    Если возможно, старайтесь свести конфликт в шутку, или уйти от него - вплоть до обычного "сделать ноги". Просто если вы ретируетесь с поля несостоявшегося сражения - несколько недалеких, но не законченно плохих идиотов останутся живы. Но уж если придется драться - вы должны быть уверены, что вас собираются попросту убить. Неважно с какой целью. И ваши действия совершенно адекватны угрозе.
    Хотя, как показывает практика, чем выше мастерство, тем в меньшее количество нехороших историй попадает носитель этого самого мастерства.
    ***
    Здесь у читателя этих строк может зародиться вполне правомерный вопрос:
    Причем здесь уличные конфликты вообще и рукопашные техники в частности? Искусство же, в конце концов, а не бои без правил?
    На это скажу:
    Да, искусство. Однако любое искусство боя является жизненным, только когда приносит какой-либо практический результат;
    И, кроме того, любая техника меча прекрасно перекладывается на пустые руки… при должном состоянии ума.


    ***
    В изучении искусства меча есть грань, наличие которой само по себе является показателем мастерства. Отсутствие - само собой…
    Это простота.
    Вы не ослышались. Простота в данном прочтении - критерий, по которому оценивается зрелость мечника. Простота, внешняя неторопливость (а на деле своевременность) движений, четкость и естественность оных сразу отличает мастера от ученика.
    В любом боевом искусстве, а в оружейных стилях тем более, правильно построенная траектория удара означала (и означает) победу. В традиционных направлениях победа являлась гарантией, что вы еще чуть-чуть проживете.
    Правильная траектория - прежде всего та, из которой исключены ненужные движения, вместе с излишней тратой времени и сил.
    Идем дальше. Так как для поединка, таким образом, формируется некая культура движения, то она распространяется на все возможные движения вне поединка. Отсюда всевозможные рассказы о возможности оценить технический уровень воина по тому, как он идет, дышит и смотрит.
    Оценить-то можно, да не все это умеют. Я, например, похвастаться данным умением не могу. И еще не смогу лет двадцать.
    Простота к тому же распространяется и на поведение в обществе. И, кстати, просьба не путать простоту с неотесанностью. Здесь в общении участвуют настолько глубокие слои личности, что для внешней показухи и куража не остается места. Вся эта шелуха становится не нужна. Например, японские мастера, даже самого высокого уровня, как правило, ведут себя на семинарах предельно просто и искренне. Ясное дело, что если мастер что-то не хочет рассказать, он и не расскажет, но даже в этом случае у задавшего вопрос не возникает неприятного осадка.
    Простота здесь граничит с безупречностью.
    Кроме того, мастера меча - истинного мастера - очень трудно задеть или обидеть. Даже если попытаться убить его. Поскольку высокий уровень мастерства предполагает уважение к собеседнику. А уважением обусловлено повышенное внимание к мотивам его поведения.
    Так что, если вы попытаетесь убить мастера, он вас поймет. Правда, вы уже можете этого не оценить, но что поделать…
    * * *



    Часть 5.
    Вся моя жизнь и все мое знание -
    Капля утренней росы.
    Но день будет жарким…
    Басё
     В заключение хотелось бы сказать о том, что, на мой взгляд, более всего важно, пожалуй, даже основополагающе не только для воинского искусства, но и для всякого серьезного дела.
    Этим критерием является очень легкая для понимания вещь.
    Искренность.
    Когда удар правилен, он не бывает неискренним. Самый верный способ достичь вершин мастерства - быть искренним в своих действиях, в напряжении и в покое. Не делать технику наполовину, делать или не делать технику, но не пробовать - вот правило, которое проверено временем, и не только мной, не очень-то умелым мечником, но и гораздо более авторитетными людьми, преуспевшими на воинском поприще и оставившими после себя целые школы и стили.
    Помимо такой вот глобальности и туманности понятий, я приведу конкретный пример использования принципа: на тренировке избегайте лишних движений; если демонстрируете или повторяете какую-либо технику - делайте ее до конца, и остановиться можно, только когда ваш меч на лету может встретить не готового к встрече партнера или препятствие, о которое ваше оружие попросту разобьется.
    Других вариантов нет.
    При таком подходе ваши навыки будут гораздо быстрее расти качественно. И сил будет тратиться гораздо меньше.
    ***
    Вот, собственно, и все.
    Хотя…
    * * *

    Категория: Общая информация | Добавил: niktokak (13.05.2011)
    Просмотров: 1529 | Комментарии: 1 | Теги: меч, иайдо, самурай | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]